Расширение панели: бег с препятствиями

  9:24   04-05-2007

Как неоднократно сообщала «ТК», в 2008 году измерительная панель телеаудитории Украины должна стать общенациональной, т.е. расшириться до населенных пунктов размером меньше 50 тысяч человек.  Расширение это было заложено в тендере Индустриального телевизионного комитета, который завершился в прошлом году победой GfK Ukraine как оператора панели и InMind — как ее дизайнера.


 


Но тот факт, что ни с GfK, ни с InMind ИТК до сих пор не подписаны контракты на выполнение работ, вызывает опасения, что прогрессивная панель вовремя не стартует, а то и не стартует вовсе.


 


Сегодня исследования GfK проводятся в городах, в которых сосредоточено 46 % населения Украины. То есть, большая часть населения страны в замерах вообще не представлена. Расширение панели расценивается большинством экспертов как прогрессивный шаг, направленный на более репрезентативные результаты замеров, которых ждут и каналы, и рекламодатели.


 


Однако спустя год после проведения первого тендера ИТК на дизайн панели в 2008-2012 гг., документы с исполнителями не подписаны, что тормозит начало работы, и, соответственно, развертывание новой панели.


 


Среди версий о возможной причине торможения процесса начала работы на рынке циркулирует гипотеза о нежелании каналов условного медиа холдинга Виктора Пинчука получать результаты из небольших городов — для них это, якобы, чревато снижением показателей. Таким образом, вокруг измерений может повториться ситуация 2001-2002 гг, когда каналы, входящие  в Ассоциацию сетевых вещателей (Новый, ICTV, СТБ, М1), выступали против установки пиплметров действующего оператора панели AGB не только в областных центрах, но и в городах с населением от 50 тысяч, чего хотели «Интер» и «1+1». Тогда сетевые вещатели мотивировали свою позицию тем, что расширение географии повредит показателям растущих каналов и будет прецедентом недобросовестной конкуренции. (Одним из мощных аргументов при этом был и тот, что каналам первого эшелона сети покрытия — до того государственные! —   достались практически бесплатно, каналам же второй группы пришлось их строить самостоятельно, вкладывая в это огромные средства).


 


Но в итоге, в 2003 году победившая в тендере новообразованного Индустриального телевизионного комитета GfK-USM такую панель все же установила. А в следующем году замеры GfK-USM уже стали единой валютой на рынке.


 


В 2006 году прошел новый тендер ИТК, выдвинувший новые требования к панели — ее географического расширения до населенных пунктов с населением меньше, чем 50 тысяч. Решение о расширении было принято не без конфликтов. Дмитрий Лисицкий, вице-президент компании Global Logic, занимавший на момент проведения тендера пост главы технического комитета ИТК, говорит, что за решение расширить панель на города с населением меньше пятидесяти тысяч человек  выступали «1+1» и «Интер», а СТБ, ICTV, и Новый канал — были против: «Однако в результате того, что рассматривались и некоторые другие вопросы, был достигнут компромисс».


 


К слову, идеологическим союзником «1+1» и «Интера» в этом вопросе можно считать Первый национальный канал, руководство которого публично поясняло свои не самые высокие рейтинги методикой замеров GfK. Можно предположить, что показатели этого государственного канала при расширении панели увеличатся за счет аудитории в малых населенных пунктах, где выбор каналов по техническим причинам в принципе невелик, а зрительский интерес к Первому национальному существует с незапамятных времен УТ-1. Но поскольку Первый национальный в ИТК не входит, его точка зрения на расширение панели  явно не принималась во внимание. 


 


До проведения прошлогодних тендеров ИТК принял решение, что панель должна быть расширена на малые населенные пункты, а к принимающим сейчас участие в панели 1600 домохозяйствам должны присоединиться еще 940 (хотя, если соблюдать пропорцию, их должно быть около 1880). 


 


Проведение тендера на оператора панели затянулось, и вместо начала лета 2006-го  его результат был оглашен в ноябре. Но на сегодняшний день, из-за затягивания бюрократических процедур, не подписаны договора ни с дизайнером, ни с оператором панели.


 


В декабре минувшего года был создан график работ по подготовке новой панели, согласно которому первый этап установочного исследования должен был завершиться в конце марта, а второй этап — рекрутинг домохозяйств для участников панели — в июне. Первые фрагменты панели должны были заработать еще в этом году, чтобы к 1 января 2008 г. она уже работала полностью.


 


InMind, исполнитель установочного исследования, согласовал эти сроки с GfK, которые в прошлый раз устанавливали свою панель в экстремальные сроки, и сейчас, когда изначально был установлен полуторагодичный план для разворачивания панели, вряд ли хотели бы повторения этого опыта.


 


Интрига состоит в том, будет ли развернута новая панель к началу следующего года. Как утверждает Дмитрий Лисицкий, тендер специально проводился настолько заранее, чтобы был большой запас времени на выполнение необходимых исследований: «К сожалению, очень затянули. Но, думаю, и сейчас  есть очень большой шанс, что проведение исследований в городах c населением меньше 50 тысяч человек начнется вовремя».


 


Ольга Росманова, глава медиа-департамента GfK Ukraine, говорит, что беспокоиться не о чем: «Контракт не подписан потому, что это длительный процесс, так как договор включает в себя все детали условий работы. И у нас уже подписан договор о намерениях. Работы ведутся, мы говорим только об официальном закреплении всех ежедневных обязанностей оператора и ИТК». 


 


На вопрос о возможном смещении сроков старта исследований госпожа Росманова отвечает отрицательно: «Мы закупили оборудование, завозим его, настроены на длительную работу. Все идет своим ходом».


 


Ее мнение разделяет Екатерина Котенко, исполнительный директор ИТК: «Контракты еще не подписаны потому, что новая панель вступает в действие с января следующего года. До этого времени и должны быть оформлены все документы.  Насколько мне известно, работы по техническому обеспечению уже начаты, так что никаких препятствий я не вижу».


 


Елена Попова, исполнительный директор InMind, говорит, что на сегодняшний день выполнение работ отстает от графика примерно на месяц: «Мы подписали с ИТК предварительный договор, согласно которому все документы должны быть оформлены до 1 марта. То, что документы не подписаны, не влияет на выполнение нами исследовательских работ. Мы ждем решения ИТК о начале следующего этапа. Мы понимаем, что незапланированная пауза связана с желанием технического комитета ИТК продумать все детали предстоящей панели».        


 


Точку зрения канала  ICTV на происходящие процессы в интервью «ТК» высказал маркетинг–директор канала Андрей Партыка. По его словам, вопрос расширения географии панели — дело уже решенное, и спорить с этим никто не собирается: «Хотя Украине эти исследования не нужны. На более развитых телевизионных рынках, например, в России, панель включает только города с населением больше 100 тысяч». Как утверждает господин Партыка, ICTV в случае расширения панели опасаться нечего — по исследованиям канала, его рейтинг не только не упадет, а, возможно, возрастет, ввиду расширения панели в западной части страны и снижения показателей каналов с худшим покрытием. «Тем не менее, рыночную ценность информация о предпочтениях жителей малых населенных пунктов для ICTV не представляет. Равно как и для Нового канала и СТБ, которые ориентируются на городского зрителя».


 


Возможно, в этот раз закулисные интриги уступили место банальной неорганизованности процесса. Заседания ИТК имеют стойкую тенденцию к переносам. Только на этой неделе заседания технического комитета ИТК несколько раз переносились по просьбам членов, не сумевших присутствовать на заседаниях. Лишь в апреле специально приглашенный Питер Меннир провел аудит аналитического исследования телеаудитории с учетом расширения панели. Хотя провести его можно было сразу после победы в тендере предложения InMind.


 


Формальным процедурам ИТК так же не слишком привержен. Так, в декабре ИТК поручил InMind проведение рекрутингового исследования без проведения соответствующего тендера (что не могло не вызвать нарекания внутри Комитета).


 


Вряд ли столь серьезное стратегическое решение, как расширение географии панели, будет свернуто — уж если традиционные противники этого расширения выработали к нему сугубо прагматическую позицию. Вопрос в том, не станет ли механизм работы самого ИТК препятствием к своевременному старту новой, эволюционной панели.


 


Евгений Минко, Наталья Данькова, Ольга Лицкевич


www.telekritika.kiev.ua


 


 


По результатам исследования, проведенного TNS Gallup Media в марте-июле 2007 года, аудитория печатных СМИ в столице сокращается.Аудитория ежедневных газет, входящих в пятерку лидеров, сократилась. Если по результатам предыдущего исследования (сентябрь 2006 г. – февраль 2007 г.) аудитория одного номера "МК" по Москве составляла 718 тыс.человек и "Спорт-Экспресс" 273,2 тыс.человек, то по результатам исследования в марте-июле 2007 года – 714,8 тыс. ...

Понимая, что в целом в интернете «есть где развернуться», остановимся на, пожалуй, самом распространённом варианте использования компаниями интернета — создании интернет-представительства, а говоря простыми словами — сайта. Речь пойдёт не о самом процессе создания — об этом написано предостаточно, а о том, что потом делать с появившимся активом, как его использовать. Рассмотренные ситуации характерны, как правило, для региональных компаний ...

Объем российского рынка сериалов оценивается сегодня в 300 млн. долларов и продолжает расти, причем доля российского продукта в сериальном потоке увеличилась с 24% в сезоне 2001/2002гг. до 62 - в сезоне 2005/2006гг. (было произведено 70-100 сериалов). По объемам этого рынка Россия отстает только от США, снабжая сериалами все постсоветское пространство, не исключая страны Прибалтики. Появилось огромное количество компаний, желающих сыграть на эт...