Подарочный напор

  12:14   05-06-2006

Поздравление с Новым Годом является, пожалуй, одним из наиболее удобных способов совместить приятное с полезным: преподнести всем нужным людям подарки и ненавязчиво напомнить о себе. Статистика свидетельствует: только 1% людей настороженно относится к получению подарков в процессе делового общения. Так что вооружайтесь большим мешком с презентами (на красной шубе, валенках и накладной бороде можете сэкономить) и - вперед! Тогда коллеги всегда будут радовать вас доброжелательностью и трудовым энтузиазмом, а партнеры по бизнесу - выгодными сделками и новыми контрактами.

За удовольствие побыть в роли Деда Мороза приходится жертвовать изрядной частью представительского и рекламного бюджета компании. И если для крупных фирм эти расходы - что слону дробина, то небольшим компаниям приходится отрывать деньги на подарки буквально от сердца. Так, по словам Дмитрия Лаврика, заместителя генерального директора компании "Альфа-Дизайн", специализирующейся на изготовлении полиграфической и сувенирной продукции, бюджет компаний на новогодние подарки в среднем составляет 3 000-18 000 долларов. Совсем не лишние деньги! И как же бывает обидно, когда именно ваши презенты, оказавшиеся бесполезными, так и не достигшие своей цели, уборщицы будут находить в мусорных корзинах. Пик "наполняемости" этих корзин таким "мусором" приходится на конец весны, когда уже без сожаления выбрасываются ненужные календари и другие мелочи, подаренные партнерами в канун зимних праздников. А еще полгода добро, которое выбросить вроде жаль, использовать - неудобно, а передарить - невозможно, пылится в ящиках столов.

Сколько ежедневников нужно человеку? Что делать с пепельницей некурящему? Если вы никогда не задавались подобными вопросами при выборе подарков коллегам или деловым партнерам, значит, вам стоит с большим вниманием относиться к бизнес-сувенирам. Ведь это не просто дежурный презент, а рекламный носитель, составная часть имиджа компании и показатель уровня ее корпоративной культуры.

Самый главный критерий, определяющий безусловное качество подарка, - он обязательно должен быть конкурентоспособным. Если фирма Х смогла подарить нечто, отличающееся от презентов остальных компаний, и это произвело впечатление на партнеров - значит, она "выиграла тендер" в подарках среди других фирм, и в итоге - может рассчитывать на особое внимание к себе. О ней будут помнить, она подтвердила и подчеркнула собственный положительный имидж, и только такая компания может сказать, что достигла цели своей сувенирной программы.

Кесарю - кесарево

Для начала следует разобраться, кого предстоит одаривать. "В области корпоративных подарков можно провести следующую классификацию: подарок клиенту, сотруднику или главе компании", - говорит генеральный директор компании "Академия Праздника и Подарка" Ольга Слесарева. Если ваши сувениры предназначены для раздачи потенциальным клиентам, разумнее не выходить за рамки 5 долларов. Подарок уже имеющемуся клиенту - инвестиция в продолжение отношений клиента и компании, он должен заключать в себе напоминание, "шлейф памяти". В таком случае рекомендуется выбирать такой подарок, который будет долго вызывать положительные эмоции, что, в свою очередь, породит у клиента желание еще не раз обратиться в эту фирму. Стоимость поодбного сувенира обычно не превышает 20 долларов. Подарок сотруднику должен подчеркивать его принадлежность к определенной социальной группе и в то же время демонстрировать внимание к нему со стороны руководства. Цена подарка в этом случае колеблется в пределах 30 долларов. Цена VIP-сувениров стартует от планки в 50 долларов; они оригинальны по определению, тогда как сувениры среднего уровня и наиболее дешевые заказываются массово.

Тем не менее, выбор подарков примерно одинаков во всех трех категориях. Это происходит потому, что они подбираются по единому принципу: подарок должен иметь существенные шансы на попадание в сферу личного пространства того, кому его дарят. Поэтому такие подарки, как, скажем, ручка, часы или ежедневник, присутствуют как в низшей, так и в высшей ценовой категории. Просто в первом случае это будет китайская ручка за десять центов, а в третьем - пафосный Montblanc за триста долларов.

В любом случае, к какой бы категории ни относился подарок, очень важно, чтобы он был качественным. То есть если уж дарите шариковую ручку с логотипом компании, важно, чтобы она писала хотя бы какое-то время, а не ломалась через полчаса-час. Не верьте расхожей фразе: "Дорог не подарок, а внимание"!

Гора подарков

По данным ассоциации IPSA (Институт профессионалов рекламно-сувенирного бизнеса), сейчас в России сувенирную продукцию выпускают около 2 000 компаний, при этом около 700 из них являются специализированными. Оборот рынка сувенирной продукции в России оценивается примерно в 150 миллионов долларов в год. Это около 10% общего объема рекламного рынка. "Сувенирка" - самый быстроразвивающийся его сегмент. Объем заказов, поступающих от компаний, которые желают сделать подарок своим клиентам, ежегодно увеличивается на 50%.

Модные штучки

Отраслевая легенда гласит, что самым первым бизнес-сувениром был карманный календарик, подаренный когда-то ушлым коммивояжером-американцем своему клиенту в 1845 году. Раз мы слышим о нем спустя полтора столетия, значит, попадание было стопроцентным! Понятное дело, потомки этого презента - традиционные еженедельники с тисненым логотипом, настенные календари с "бегунком" и постеры никогда не исчезнут из подарочного арсенала наших компаний.

Впрочем, сегодня тем же календарям приходится пройти строгий отбор, чтобы занять место на стене. Всего же в "боевом арсенале" уважающей себя компании-поставщика сувенирной продукции числится не менее тысячи товарных позиций. Ежегодно список популярных наименований сувенирной продукции во всем мире обновляется на 60-80%. Тон зачастую диктует мода. Ее колебаниям не подвержены только подарки, выходящие за рамки вневременных сувениров, вроде конфет, алкоголя и свечек. Самыми требуемыми становятся товары, которые относятся к наиболее динамично развивающимся рынкам. Если два года назад хитом рынка бизнес-сувениров были, допустим, релаксаторы, то сегодня наибольшей популярностью пользуется радиотехника, а также музыкальные компакт-диски. По-прежнему охотно дарят все, что связано с компьютерами, - от беспроводных колонок и оптических мышек до дисконтных карт компьютерных магазинов. А вот резкий рост спроса на мобильные телефоны ушел в прошлое, потому что рынок сотовой связи уже стабилизировался. Пару лет назад шли нарасхват разновидности настольных игрушек для принятия решений, в прошлом году в моду вошли настольные часы в виде реактивных самолетов, а сейчас возник спрос на "восток": китайские гонги и дзенские песочницы для взрослых. В VIP-сегменте сегодня большим успехом пользуются проигрыватели и приемники "под старину". Неизменно популярными остаются разного рода вариации на тему личного холодного оружия - мечи, кинжалы.

Кроме того, по словам руководителя отдела рекламы и PR торговой компании "Веста Альфа" Сергея Черных, начиная с 2003 года, появилось повальное увлечение дарить живые елки и новогодние игрушки, например, шары с тиснением. Красивый елочный шар обязательно будет висеть на елке, а вариантов его исполнения существует огромное количество. При этом любой заказчик может быть уверен в определенной оригинальности своего сувенира. Также популярны и елочные украшения из дизайнерской бумаги в форме различных фигурок с символикой компании; открытки, созданные из дизайнерской бумаги вручную, без использования ножниц; головные уборы для вечеринки, маски. Новогодняя сувенирная продукция, прежде всего, должна настраивать на праздничный лад, и к дизайнерским бумагам предъявляются соответствующие требования: яркие, искрящиеся цвета, вкрапления из блесток, металлизированный оттенок, напыление. Как правило, предпочтение отдается золоту и серебру, а для изготовления поздравительных открыток выбирают белую, жемчужную, перламутровую бумагу. Все же, по словам директора РА "Академия рекламы" Андрея Шлыкова, характер новогоднего подарка в значительной степени зависит от специализации компании, которая его дарит. Например, банки имеют достаточно ограниченный выбор, так как их подарки должны быть строгими, деловыми, офисными. Поэтому самые распространенные презенты банкиров - календари, офисные принадлежности. Другие фирмы могут позволить себе более "веселые" подарки (особенно это касается тех, кто связан с творчеством, - дизайнерских студий, РА и т. д.). Как рассказывает заместитель директора компании "Полет-сувенир" Николай Аредов, нефтяные компании стараются дарить друг другу сувениры в виде вышек, производители мебели - часы в форме своей продукции и т. д. "Все ищут что-нибудь необычное, неизвестное, что не намозолило глаза. Тут уж все зависит от бюджета и наличия идей у сотрудников", - говорит он.

В действительности удачный презент дарят только в двух случаях - либо даритель выясняет, что на самом деле хотел бы получить одариваемый, либо находит на рынке деловой сувенирки какое-то по-настоящему примечательное и оригинальное предложение. Второе почти невозможно: любая новинка, особенно интересная и популярная, переходит в разряд стандартного ассортимента в течение пары недель - народ свое дело знает и работает оперативно. В результате на пике новизны сувенир редко держится больше полугода.

Нужные вещи

Второй беспроигрышный путь - дарить действительно нужные вещи. Не случайно, например, несмотря на рост интереса к оригинальным, эксклюзивным сувенирам, не уменьшается количество заказов на корпоративные настенные и настольные календари.

Такой бизнес-сувенир с вашим логотипом при должном оформлении и качестве дизайна будет висеть в офисе партнеров или клиентов целый год! Многие уже не помнят, когда они в последний раз сами покупали календарь в магазине, поскольку пользуются подаренными.

Мода на них тоже, конечно же, меняется из года в год. Но основная идея остается прежней - функциональность и удобство. Не случайно в последнее время наибольшим спросом пользуются именно трехблочные календари. "Календарь мы изготавливаем практически для каждого заказчика", - говорит Дмитрий Смирнов, исполнительный директор компании "Поликом сервис". Впрочем, это не такое уж доступное удовольствие: средние тиражи, от 500 до 1 000 экземпляров, обходятся заказчику примерно в 7 500–15 000 долларов. Если же тираж маленький, к примеру, 100 экземпляров, то рассчитывать на сколько-нибудь оригинальный продукт не стоит. Логотип компании будет размещен только на одной странице уже готового календаря.

Однако в некоторых случаях потратиться на собственный календарь все же стоит. Показателен пример одного ресторана, специализирующегося на мексиканской кухне. В предновогодние дни посетителям предлагались двусторонние календари, которые можно было повесить на стену либо поставить на стол. На каждый месяц приходился один или несколько рецептов любимых блюд. В конце календаря была страница "планов на будущее", которая состояла из купонов, дающих право на ужин со скидкой в середине недели. Календари были отправлены 250 клиентам из списка рассылки ресторана. Их также давали всем участникам заказных обедов, рассчитанных на большие группы. В результате всего один месяц рекламной кампании увеличил будничный бизнес ресторана вдвое.

Кстати, особенно дальновидные компании в этом году собираются дарить календари, рассчитанные на 50 лет. Фирмы, остановившие свой выбор на этих корпоративных сувенирах, полагают, что такой подарок будет говорить о серьезности их бизнеса и твердой решимости сохранять устойчивые позиции на рынке в ближайшие полвека.

Очень практичный и веселый корпоративный сувенир - "туристско-автомобильно-рыбацкую лопатку" - получили в прошлом году друзья "Альфа-Банка". Подобные сувениры запоминаются, вызывают улыбку и в то же время действительно могут оказаться весьма полезными. Ведь в одной небольшой лопатке умещаются автомобильные гаечные ключи различных размеров, нож, пила, компас, лески, крючки и другие важные вещи. Из разряда аналогичных - наборы для гольфа с множеством всевозможных щеточек и специальных приспособлений и дорожные мини-бары, винные наборы (штопор, открывалка для бутылок, набор специальных пробок). Стоит только слегка напрячь воображение - и этот список окажется просто бесконечным.

Самый первый сувенир

Однажды наступает момент, когда это приходится сделать самим. В первый раз. Еще год назад вы даже не помышляли о том, чтобы разместить заказ на изготовление сувениров с символикой своей компании. У вас было много других дел и забот, а наличие фонда подарков выглядело весьма отдаленной перспективой.

Но вот время пришло. Конкуренты направо и налево раздают свои собственные презенты, и вы понимаете: уж этот Новый Год нужно встретить по-настоящему. Так, как полагается любой, уважающей себя и своих партнеров, клиентов, фирме. Вы изучаете сайты поставщиков сувенирной продукции в Интернете, листаете пухлые каталоги и… не знаете, на чем остановиться. Конечно, выбор в любом случае останется за вами. Но для того, чтобы не тратить деньги впустую, полезно знать о тех "граблях", на которые уже наступили десятки и сотни компаний.

Не пытайтесь добиться максимальной экономии. Это лет двадцать назад китайская шариковая ручка, трескающаяся пополам на третьем слове, казалась шикарным подарком только потому, что не походила на нашу, привычную. Времена изменились: лучше уж ничего, чем откровенная дешевка. Сувенир должен рассказывать о вашей компании окружающим. Так не делайте себе антирекламу и не гонитесь за самыми дешевыми предложениями!

Потребуйте заранее, чтобы поставщик предъявил вам живой образец и, как минимум, испробуйте его по назначению. Ручка? Напишите ею несколько строк. Может статься, что держать ее в руках просто невозможно. Либо острые грани будут впиваться в пальцы, либо слишком гладкая пишущая принадлежность заставит очень сильно сжимать ее. Вам не нравится? Значит, не понравится и тем, кому вы собираетесь вручать этот сувенир.

Это автоматическая ручка с убирающимся стержнем? Тщательно испытайте механизм в действии. На прочность тоже. И еще раз - не спешите! Вам понравилась ручка, части которой нужно мягко повернуть друг относительно друга, для того чтобы появился стержень? Очень хорошо. А теперь снова напишите несколько строчек. Что это? Где же стержень? "Уплыл"! Знатоки сувенирной продукции превосходно осведомлены об этой противной особенности "мягко" включающихся ручек. А вы?

А вот прекрасный настенный календарь, позволяющий перемещать прозрачную ленту по неделям и легким движением пальца передвигать "окошечко" на нужный день. Как здорово здесь будет смотреться ваш логотип! Заказываем? Стоп! Снова не торопимся. Вешаем календарь на стену и пытаемся сделать то, что должен проделывать с вашим календарем одариваемый. Так… лента почему-то не переезжает с недели на неделю. Печально. А "окошечко? Ой, отвалилось! Кто-то скопировал нехитрую конструкцию, но, похоже, сэкономил. Так будем заказывать? Вряд ли. Лучше посмотрим, что еще есть в ассортименте продавца сувенирной продукции.

Ну, вот же, прелестная блестящая коробочка для визиток! В нее смотреться можно - как в зеркало! Отличный сувенир, чего уж там. Только выньте его из пленки и несколько раз попробуйте положить в карман, вынуть, открыть, закрыть. Что такое? Куда подевался весь блеск? И… неужели у вас так потеют руки? Да нет, с руками все нормально. Просто эта визитница хороша только в упаковке. А в жизни годится разве что в качестве дактилоскопического прибора.

Пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте. Попытайтесь прицепить ключи к брелоку (интересно, удастся вам обойтись без слесарных инструментов?), представить себе, каково это - пользоваться шариковой ручкой с фонариком (светит плохо, писать - невозможно) и можно ли носить бейсболку, размер которой отрегулировать еще удается, а вот зафиксировать - ну, никак, "замочек" не держит.

В общем, выбирайте для себя!

Не начинайте с дорогих сувениров. Все сувениры делятся на совершенно определенные классы, и нет никакого смысла выпрыгивать из штанов тогда, когда это совершенно не нужно. Сегодня у вас сотня клиентов, которым будет приятно получить от вас блокнот и шариковую ручку? Вот и хорошо. Только не нужно с ходу дарить им портмоне из натуральной кожи. Хотя бы потому, что еще через год клиентов будет уже тысяча. А значит, придется либо разориться, либо спуститься на пару ступенек ниже в цене и качестве сувениров. "Да, видимо, плохи у них дела. В прошлом году портмоне дарили, а в этом - жалкие настольные календари из пластмассы…" , - именно так отреагируют одариваемые.

Не копируйте в лоб подходы других компаний! Самое неправильное, что только можно сделать, - это за две недели до Нового Года ворваться в контору по продаже корпоративных сувениров с воплем: "Ребята, что у вас народ, в основном, берет? Мне того же, и побольше!" Ребята будут только рады - получат у оптовика немалые скидки на совершенно одинаковые блокноты и ежедневники. Затем ваш "презент" ляжет в стопку точно таких же. А одариваемый ведь скажет про себя в сердцах: "И эти туда же. Не могли ничего поинтереснее придумать!" . Входите к "сувенирщикам с совсем иным посылом: "Ребята, что народ, в основном, берет? Ах, вот как! Ну, так мне точно что-нибудь другое!"

Оцените качество нанесения символики и текстов на демонстрационном образце. Тут не надо стесняться, а лучше хорошенько потереть, поскрести. Если уже после трех-четырех движений пальцем надписи и рисунки начинают размазываться, решительно отказывайтесь от заказа. Или оговорите в контракте возможность вернуть товар, если после изготовления заказанной партии тот же эффект проявится вновь. Помните: сувенир с полустертым логотипом мгновенно теряет свою привлекательность и летит в мусорное ведро.

У окружающих тоже есть вкус. Увы, до сих пор в российском бизнесе бытует странное отношение к тем, кому предназначаются сувениры. Иногда кажется, что всех их считают либо безмозглыми любителями халявы ("Что ни дай - всё сметут!"), либо личностями, напрочь лишенными вкуса. Поэтому постарайтесь пролистать каталог сувенирной продукции, тщательно оценивая возможные варианты с точки зрения если уж не эстетики, то, по крайней мере, здравого смысла. Безвкусицы и совершенно бессмысленных вещей на сувенирном рынке предостаточно. Стоит ли тратить собственные деньги, чтобы прослыть всего лишь "идиотами из компании N", которые "подарили вот такую чушь"? И вот еще что. Не перепоручайте выбор сувениров "временно свободным" менеджерам. Во многих, даже весьма крупных компаниях, утверждением ассортимента сувениров занимаются первые лица. И это неспроста.

Соблюдайте стилистическое единство. Все компании, как и люди, - разные. А значит, у каждой есть свой стиль, имидж. На любом рынке, в любом городе есть фирмы "серьезные" и "веселые", "подвижные" и в хорошем смысле "консервативные", "креативные" или просто "стильные". Так пусть сувениры, украшенные вашими логотипами, не конфликтуют с тем образом, которому пытается соответствовать ваша компания. Календарь с полуголыми "моделями" - явно не лучший выбор для консерваторов. Компакт-диск с органными опусами Баха вряд ли подойдет "весельчакам", а давно растиражированный другими сувенир - для тех, кто хочет и дальше слыть "творческой" командой. В общем, избегайте диссонансов.

Важен не подарок, а внимание. Именно так! Самое скучное - это попытаться получить внимание и лояльность в обмен на сувенир. Похоже на дачу взятки при исполнении. Поэтому, выбирая и заказывая сувениры, постарайтесь сформировать основной посыл, сформулировать сообщение, которое вы хотите передать своим клиентам и партнерам с их помощью. Можно отпечатать и приложить к недорогому, но милому сувениру небольшое доброе послание. Или - веселую "Инструкцию по применению". Возможно, кто-то и улыбнется вашим надеждам, что именно этой простенькой шариковой ручкой в будущем году будут подписаны самые выгодные контракты или написаны нежнейшие стихи. Но такова уж человеческая натура - когда придет время ставить подпись под договором, возможно, рука сама потянется именно к вашей "волшебной" авторучке. Утилитарность сувениров, как правило, близка к нулю. А вот внимание, искренность и доброта - ценятся на вес золота.

У кого заказать сувенир?

Если с ассортиментом вы определились, пора закупаться. Как заказывать сувенирную продукцию - непосредственно у поставщика или через рекламное агентство - каждая компания решает индивидуально. В сущности, клиентам рекламных агентств не имеет смысла обращаться напрямую к поставщикам - агентства получают корпоративные скидки, и в итоге стоимость сувенирной продукции у поставщика и у агентства получается идентичной. По мнению большинства специалистов, если сувенирная продукция является элементом большой рекламной кампании (с презентациями, лотереями и т. д.), то рациональнее разрабатывать и заказывать ее вместе с рекламным агентством. Если же сувениры необходимы компании в небольшом количестве и не требуют серьезных креативных решений, то имеет смысл работать непосредственно с поставщиками, ориентируясь на предлагаемый ими уровень сервиса: от ассортимента и наличия склада до сроков поставки и качества нанесения логотипа или названия компании.

Впрочем, можно обойтись и собственными силами. "Это оправдано не только экономией средств, но и тем фактом, что агентства отнюдь не всегда занимаются настоящим креативом, часто это напоминает поток", - говорит Михаил Ярин, гендиректор "Евро-Новы". Его компания при выборе и изготовлении "сувенирки" услугами сторонних организаций не пользуется, а делает все самостоятельно. В канун прошлого Нового Года партнеры "Евро-Новы" в подарок получили большие банные полотенца синего цвета с логотипом компании. "Это была моя личная идея, - говорит Ярин. - Те, кому мы их дарили, остались довольны". И то правда, полотенце - вещь в хозяйстве полезная и сугубо личная, его не будут передавать кому-то - пригодится самим. Получается дешево и сердито!

ЕВГЕНИЯ ЛЕНЦ .


Добавить Web 2.0   1:52   19-02-2008
Половина предпринимателей, работающих в интернет-бизнесе, собираются в ближайшие шесть месяцев добавить на свои сайты элементы Web 2.0, а более 93% намерены это сделать в течение ближайшего года, - такие данные содержатся в исследовании «Web 2.0 Experiences 2008 and Beyond», выпущенном компанией Scene7 (с ним можно ознакомиться на сайте компании, о нем же пишет Marketing Charts). Исследование было проведено в период с 7 ноябр...

Советы от Forrester Research   13:49   09-02-2008
Онлайновые социальные медиа оказываются для маркетологов одним из лучших и наиболее эффективных способов сократить расходы на рекламу без потери качества и пережить экономический кризис, - советуют в исследовательской компании Forrester Research, выдержки из доклада которой публикует Media Post. Такие советы по поводу интерактивных медиа в Forrester дали своим клиентам в аналитической записке, разосланной на этой неделе. Авторы записки утвержда...


Получать подарки приятно. Дарить -- приятно вдвойне, ибо радость
осчастливленного накладывается на осознание собственного скромного
благородства. Покупка подарка обычно предшествует походу в гости.
Стоя у витрины магазина, невольно приходится вспоминать увлечения
пригласивших, обстановку и стиль квартиры (кстати, а из чьего сервиза
я разбила чашку?), манеру одеваться… Индивидуальный подход и оригинальность
-- здесь главное.
С бизне...