Шустовъ и сыновья

  17:56   02-06-2006
dragonair

Одним из «отцов российской рекламы», да и, пожалуй, не только российской можно с полным правом назвать Николая Леонтиевича Шустова. Разработка и создание нового винно-водочного бренда в России XIX века было задачей архисложной, для ее решения были предприняты новаторские по тому времени действия. Разумеется, собственный фирменный стиль, узнаваемая упаковка – в этих приемах нет ничего нового, они существуют ровно столько же, сколько существует понятие «клеймо мастера», но рекламные акции компании «Шустовъ и сыновья» были беспрецедентны. Они обеспечивали, наряду с максимальным охватом аудитории, и максимальное побудительное действие рекламного message (в зависимости от психографических особенностей представителей целевых групп). К примеру:

    «Николай Леонтиевич нашел несколько студентов, положил им хорошую плату и заставил ходить по кабакам и везде требовать подать именно шустовскую водку. В случае отказа студентам разрешалось подебоширить, но немного. Таким образом, в короткое время все кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки». Рекламная акция, рассчитанная на низкодоходные слои населения.
    «Николай Николаевич отобрал десятка два юношей из хороших семей, положил им хорошую зарплату и на свои деньги послал в Европу и Америку. В обязанности этих секретных шустовских агентов входило не менее чем два раза в день заходить с дамой в какой-нибудь шикарный ресторан, заказывать великолепный стол, а, когда сервировка подходила к концу, обязательно требовать «бутылочку шустовкого коньяка». В ответ на заявление о том, что про такую марку здесь никто и не слышал, молодой человек удивленно поднимал брови и, делая вид, что не верит своим ушам, переспрашивал: «Как у вас нет шустовского коньяка, самого лучшего коньяка в мире?» Получив утвердительный ответ, он поднимался, извинялся перед дамой за то, что привел ее в «эту забегаловку», полностью расплачивался по счету и, не притронувшись ни к чему, обещая, что впредь ноги его здесь не будет, покидал заведение». Акция, рассчитанная на европейского потребителя и на высокодоходные слои населения.

Для самой многочисленной и разнородной группы потребителей – российского обывателя со средним доходом – использовались все возможные средства рекламы. Газеты и журналы пестрели рекламными объявлениями, публиковались шуточные стихи, рекламирующие марку. Шустовский коньяк фигурировал в раздел загадок и анекдотов, публиковались различные юмористические сценки и фельетоны, обыгрывавшие этот напиток.

Шустов первым догадался размещать на обложках популярных журналов свой логотип. Одна из самых популярных московских актрис, исполняя роль Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница», просила подать ей именно «шустовского коньяку», хотя во время написания пьесы этой марки еще не существовало. Плакаты с фирменным знаком компании – медным колокольчиком и надписью «коньяки Шустова» - украшали борта пароходов и дирижаблей, таблички с ним были прикручены к конным экипажам. Та же надпись была выведена на вагонах конки. На крыше первого московского трамвая была размещена реклама шустовских коньяков.

Уже в начале XX века о шустовском коньяке знала не только вся Россия, но и Европа. Для закрепления успеха марки Николай шустов в 1900 году инкогнито послал образцы на выставку в Париж. Жюри, состоявшее из знаменитых французских дегустаторов, единодушно присудило неизвестному виноделу Гран-при. В порядке исключение Николаю Шустову, единственному в мире иностранному виноделу, была предоставлена привилегия на бутылках со своей продукцией писать не «бренди», а cognac. Больше такого права за всю историю коньячного производства не удостаивался никто.

Однако, дом Шустовых прославлен не только выдумкой своей, но и технологиями изготовления своих напитков.«Зубровка», «Спотыкач», «РИЖСКИЙ бальзам», «Запеканка», «Рябина на коньяке» - эти настойки сегодня можно увидеть в любом магазине. Но знаете ли вы, что начали выпускаться они уже более ста лет назад? Придумал и запатентовал их московский купец Николай Леонтьевич Шустов. А его сын, Николай Николаевич Шустов, стал первым русским виноделом, которому было разрешено использовать слово «коньяк» на этикетках своей продукции. У нас в России производство коньяка началось именно с покупки в 1899 г. Николаем Шустовым коньячного завода в Эривани (Ереване). Он реконструировал помещения Эриванской крепости, установил там огромные дубовые бочки для долголетней выдержки вин, построил цех по ректификации спирта и развернул производство коньяка.И всё бы было неплохо, но никак не удавалось сделать коньяк
лучше, чем у французов.
Необходимо было открыть секрет знаменитейшего французского коньяка. Чтобы выведать секрет, согласно легенде, он вызывал своего младшего сына и наказал: "Без отгадки не ворочайся. Не то прибью". Говорят, что Шустов был человек слова и сыну, окажись он незадачлив, горозила бы всамделишняя трёпка. Пришлось сыну ехать в Коньяк и устраиваться рабочим. Время шло, а секрета технологии разглядеть никак не удавалось. Сын уже подумывал о покаянном письме на родину, но тут его, опять же, согласно легенде, осенило. Шустов-младший стал крестиками и разными другими значками незаметно помечать бочки с коньячным спиртом, которые увозили на склад. И обнаружилось, что они назад не возвращаются. Вместо них прикатывали соврешенно другие. Вроде бы те же, дубовые, но без крестиков. Подпоив несколько возчиков, ему удалось выведать, что по дороге на склад бочки подменяли другими. А те, что были заполнены коньячным спиртом, отправляли в Марсель. Оттуда, по морю, в колонии, где иной раз эти бочки стояли по десять, двадцать лет, напитываясь дубовым духом. Так был раскрыт секрет знаменитого французского коньячного производства, что и позволило Шустову, усовершенствовав технологию, завоевать Гран-При и титул единственного в мире иностранца, производящего коньяк вне одноимённой провинции.


Немного поздно, но все-таки… Слоган бренда Guinness - Guinness is actually good for you («Guinness – это то, что действительно принесет тебе пользу») родился в начале 20-х годов в рекламной кампании от SH Benson вместе с «открытием» так называемого витамина G (витамина Guinness). По понятным причинам, он уже давно не используется брендом в большинстве стран мира (за исключением некоторых стран Африки, где законы о рекламе немного задержались в пр...

Социальная сеть MySpace запустила свою бесплатную мобильную версию, спонсируемую за счет рекламы. До настоящего момента MySpace Mobile предоставлялся как сервис, основанный на премиум-подписке, и работал у операторов AT&T и Helio. Новый сервис будет работать у всех сотовых операторов США и позволит пользователям обмениваться сообщениями и запросами, комментировать фотографии, размещать информацию, обновлять блоги и находить новых друзей. ...

Vestel познакомил представителей СМИ и других гостей с новой креативной концепцией "Легко!" в известном столичном ресторане Carre Blanc. Компания Vestel представляет на российском рынке продукцию высокого качества, уже заслужившую признание потребителей: телевизоры, холодильники, кондиционеры, стиральные машины и плиты.На мероприятие были приглашены ведущие российские СМИ- Gala, Glamour, XXL, Parents, журналисты из газет Metro, Мир новостей, Твой...