Общая PR-концепция для IT-фирм в украинских условиях

  13:45   28-08-2006

До последнего времени IT-компании, расположенные на территории Украины не обращали внимания на необходимость проведения последовательной PR-политики, поскольку вся их продукция была ориентирована в основном на западный рынок.

Однако жесткая конкуренция на рынке труда и нехватка грамотных IT- специалистов привела к тому, что необходимость работы в направление внутреннего PR (повышение имиджа фирмы-работодателя и предотвращение "утечки мозгов") уже может быть признана свершившимся фактом. Можно сказать, что потребность во внутреннем PR уже есть, но руководство IT- компаний еще не в полной мере ее осознала, надеясь обойтись исключительно силами HR-отделов. Каким образом может быть проведена консолидация усилий HR и PR отделов в этом направлении, будет представлено ниже.

Что касается внешнего PR, (забота об имидже фирмы в свойственном ей сегменте рынка) то для украинских IT-компаний это востребовано куда в меньшей степени, чем для западных или даже российских аналогичных компаний. Проблема заключается в том, что значительная часть (а в недалеком прошлом - почти все) украинских IT-компаний работает как некий "мозговой" придаток крупных западных компаний. Факт этот не вызывает удивления: аренда помещений, оплата труда и т.п. в Украине на порядок ниже, чем на западе, а качество выполняемой работы не уступает лучшим западным образцам. Внутреннего же IT-рынка, как такового, до недавнего времени фактически не было. Сегодня ситуация в корне меняется. В Украине возникает потребность в IT-технологиях собственного производства, а ведущие украинские IT-компании уже не довольны анонимным (пусть и хорошо оплаченным) участием в громких проектах. Они рвутся на западный рынок с собственным продуктом и хотят выпускать его под собственными брэндами. А значит, внешний PR станет, в недалеком будущем, неотъемлемой частью маркетинговой политики основных украинских IT-компаний.

Предлагаемая PR-концепция направлена к рассмотрению высшим руководством украинских IT-компаний, которые ощущают нехватку профессиональных кадров и хотят, чтобы их компании имели собственное, хорошо узнаваемое лицо на интересующим их сегменте IT-рынка.

Что может и чего не может PR на IT-рынке

Даже при грамотно построенной и последовательной работе PR специалистов, PR- отдел не может полностью заменить отдел HR и отдел маркетинга. Единственное подразделение, которое можно безбоязненно совместить с PR - это отдел рекламы. Однако в некоторых случаях, когда штатное расписание не позволяет сформировать полноценные отделы, на начальном этапе работы возможно сочетание отдела маркетинга и отдела PR (включая отдел рекламы). Отдел HR всегда должен быть структурно отделен от PR, так как непосредственные функции набора персонала даже по временным рамкам не могут сочетаться с постоянной работой в сфере PR.

Итак, что PR-специалист может и должен сделать, работая в IT-фирме:

В рамках работы по внутреннему PR (минимизация "утечки мозгов"):

1. Формировать устойчивое (на эмоциональном уровне) положительное отношение сотрудников к фирме. 2. Формировать устойчивое (на логическом уровне) положительное отношение сотрудников к продуктам, которые фирма выпускает на рынок. 3. Формировать имидж фирмы как друга, готового в любой момент прийти сотруднику на помощь. 4. Отслеживать и по возможности минимизировать конфликты, возникающие в коллективе. 5. Формировать образ руководства как товарищей, коллег, которые делают иную, но отнюдь не более важную работу. 6. Выяснив интересы и увлечения сотрудников, поддерживать их в развитии в этом направлении.

Что это все даст: сокращение количества желающих перейти на другую работу до минимума. Безусловно, при выборе места работы на первом месте стоит материальный стимул. Однако при равном уровне зарплат, для каждой группы специалистов эффективно будут работать мероприятия внутреннего PR.

В рамках работы по НR - PR (поиск и подбор персонала):

1. Обеспечение наличия информации о существовании данной фирмы у потенциальных сотрудников. 2. Формирование положительного имиджа данной фирмы (на эмоциональном и логическом уровне) в глазах потенциальных сотрудников. 3. Формирование мнения о том, что сотрудники данной фирмы принадлежат к некому "элитарному клубу", попасть в который - большая честь. В первую очередь, это достигается благодаря информации о профессиональных успехах сотрудников данной фирмы. 4. Позиционирование данной компании как стартовой площадки для достижения большого успеха в карьере. 5. Формирование имиджа компании, как открытого сообщества профессионалов, готового обсуждать любые разумные идеи.

В рамках работы по внешнему (бизнес) PR

Комментарий. Качественная работа по бизнес-PR возможна только по получении своеобразного технического задания от руководства компании (конечная цель PR-компании) и от отдела маркетинга (четкое указание сегмента рынка, на котором действует компания, предоставление информации о конкурентах и т.п.). Конечно, далеко не во всех украинских IT-фирм существуют полноценные отделы маркетинга. Зачастую руководство берет на себя обязанности специалиста по маркетингу. В этом случае работа PR-специалиста будет несколько усложнена, так как получение точной информации ложится на его плечи.

1. Формирование положительного имиджа компании среди партнеров - как нынешних, так и потенциальных. 2. Формирование положительного имиджа компании среди так называемых лидеров мнений, то есть экспертов, чье мнение котируется на данном сегменте рынка. 3. Формирование положительного имиджа компании среди конечных потребителей продукта. 4. Сбор и обработка информации об "эмоциональном" и "логическом" отношении к фирме у основных участников данного сегмента рынка, коррекция этого отношения. 5. Участие в "кризисном" мененджементе, минимизация последствий кризиса. 6. Формирование положительного имиджа компании в социуме (органы власти, обыватели и т.п.)

Комментарий. Опыт показывает, что последний пункт, как правило, у руководства IT-фирм вызывает некоторое недоумение. "Зачем это нам нужно?". Ответ на этот вопрос достаточно простой: количество налоговых проверок, проверок "лицензионности" используемого софта, вопросы, связанные с КЗОТом и т.п. могут решаться различными способами. И не слишком затратные методы формирования положительного имиджа компании "в социуме", могу оказаться в какой-то момент решающими, поскольку обеспечат в кризисной ситуации лояльность власти.

Таковы, вкратце, функции, которые должен взять на себя PR-специалист (PR- отдел) в современной украинской IT-фирме. В реальных условиях, конечно, PR- специалист будет выполнять куда больше функций, так как у руководства большинства IT-фирм понятие о том, что такое PR, пока еще весьма неопределенное.

Далее будут рассмотрены конкретные мероприятия, направленные на достижение вышеуказанных целей.

Комментарий. Все мероприятия, о которых пойдет речь далее, являются ПРИМЕРНЫМИ, так как полноценная PR-стратегия разрабатывается ДЛЯ КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО. Это вполне объяснимо, поскольку каждая фирма занимает свой сегмент рынка, в каждой фирме различное количество сотрудников и т.п. То, что подходит компании, жестко ориентированной на западный рынок и насчитывающей в своем составе более двух сотен сотрудников, скорее всего, окажется бесполезным для небольшой фирмы, работающей на внутреннем рынке. Поэтому PR-специалист, разрабатывая PR- стратегию, должен крайне осторожно подходить к стандартным PRовским ходам и решениям. Можно даже выделить некоторую (пусть и небесспорную) закономерность: чем больше IT-компания, тем больше возможностей у PR- специалиста для использования стандартов. И, наоборот, чем меньше компания, тем более необычным должен быть PR. На мой взгляд, здесь допустимо сравнение с оперирующим хирургом: если хирург оперирует в идеальных условиях госпиталя, с грамотным ассистирующим персоналом, отступление от стандартов проведения операции может погубить пациента. Другое дело, если оперировать приходится, например, в лесу, при свете костра. В этом случае спасти пациента могут только неожиданные и быстро принимаемые решения.

Внутренний PR (противодействие утечке мозгов) Цель мероприятий: Уменьшить, а в идеале, полностью исключить "утечку мозгов". Задача мероприятий: Формирование положительного имиджа компании среди сотрудников компании на всех уровнях мышления (эмоциональный, логический). Сроки внедрения: 3 - 4 месяца. Срок полной разработки и просчета затратной части: 2 недели.

Мероприятия

1. Изучение существующей ситуации на момент начала работы PR-специалиста

О чем идет речь

Прежде чем начинать проводить какие-то мероприятия нужно собрать максимум информации о том, что происходит в компании на данный момент.

Зачем это надо

Если этот момент опустить, то все мероприятия окажутся не эффективными. Нельзя начинать работу над внутрикорпоративным имиджем в тот момент, когда у компании, например, финансовые затруднения.

Как это реализовать на практике:

А) В первую очередь, получить существующую информацию в отделе HR. Кто из сотрудников был в отпуске и когда, у кого какие проблемы в личной жизни, кто чем увлекается, кто чего достиг, чем гордится. Какие в последнее время были конфликты, с какой формулировкой уволились или были уволены последние 10-15 сотрудников. По возможности найти номера телефонов уволившихся сотрудников и выяснить причины увольнения у них.

Б) Получить информацию у высшего руководства о ситуации с набором персонала, которая сложилась в компании. Выяснить, сотрудники каких специальностей увольняются чаще всего и почему. Информация, полученная у руководства и у отдела HR, возможно, будет отличаться.

В) Провести анонимный опрос сотрудников, с целью получить ответы, как минимум, на три вопроса: - Отношение сотрудников к компании. - Готовность к перемене работы. - Субъективная оценка уровня материального вознаграждения.

Структура анкет и методики анкетирования не являются предметом данной работы, однако, совершенно очевидно, что перечисленные выше вопросы не будут задаваться в такой форме. Указан лишь минимум конечной информации, которую должен получить PR-специалист после первичного опроса.

Г) PR-специалист в начале работы (и в дальнейшем) должен быть открыт для беседы с сотрудниками любого уровня. Более того, начав работу, он должен любым способом оповестить сотрудником о своем существовании и, в дальнейшем поощрять желание сотрудников вносить собственные предложения по поводу того, как сделать работу в компании лучше и комфортней. Нужно быть готовым к тому, что в первое время особой активности в этом вопросе сотрудники не проявят.

Д) Обработать поступившую информацию. Изложить имеющиеся сведения в электронном виде, сделать выводы. Обсудить ситуацию с высшим руководством компании. Проанализировав ситуацию и получив соответствующие комментарии руководства, можно приступать к следующему этапу работы.

2. Создание устойчивой системы внутренних коммуникаций.

О чем идет речь

Каждый сотрудник компании должен иметь возможность, при возникновении проблем, обратиться не только к своим коллегам или непосредственному руководителю, но и высшему руководству компании, чтобы, в случае необходимости указать ему свою точку зрения на ту или иную проблему (личную или корпоративную). Создание устойчивой системы внутренних (корпоративных) коммуникаций позволит реализовать это, сократив потерю времени руководства и сотрудников до минимума.

Зачем это нужно

Общение между сотрудниками свободно происходит по горизонтальной схеме (равный с равным). По вертикальной же, (подчиненный с начальником), в той или иной мере, оно всегда затруднено. Причины такой ситуации могут быть различны: не достаточно взвешенная внутренняя полтика, неудачно выбранный корпоративный стиль и т.п. В современных украинских IT-компаниях это проявляется в меньшей степени, чем в других направлениях бизнеса. И все- таки, такое явление есть. Между тем, зачастую именно возможность донести свою точку зрения до высшего руководства компании может не только принести практическую пользу в реализации тех или иных проектов (бывает, что какие- то решения не одобряются на уровне руководителей первого звена, а рациональное зерно в них есть), но и сыграть роль некого психологического фактора сдерживания. Само осознание сотрудником факта, что в любой момент высшее руководство готово его выслушать, является неким "аварийным клапаном". Многие сотрудники увольняются только из-за того, что их мнение не только не учитывается, но даже и не выслушивается.

Как это реализовать на практике

А) Создание некого внутреннего почтового клиента, который позволит мгновенно отправить письмо руководителю. Возможности анонимной отправки письма. Момент анонимности крайне важен. Все сотрудники должны четко знать, что письмо, отправленное анонимно, останется таковым и после прочтения адресатом. Все должно быть максимально честно, поскольку если сотрудники, хотя бы теоретически, будут подозревать, что техническая служба сможет определить автора письма, то эффекта от этого мероприятия не будет.

Б) Каждый сотрудник фирмы должен знать, что существует строго оговоренное время, когда высшее руководство сможет его принять и при этом не будет "занято". С руководителем согласовываются своеобразные "часы приема", когда любой сотрудник сможет обратиться к нему лично.

В) Создание внутреннего форума, в котором сотрудники могут обсуждать не только текущие рабочие проблемы, но и личные. Создание стойкой системы взаимопомощи. (Одни люди могут одно, другие - другое и многие способны помочь коллеге).

Г) Создание корпоративного издания. В зависимости от размера компании выбирается форма издания от полноценной газеты до одного листка, отпечатанного на принтере.

Д) Создание доски объявлений, на которой будут вывешиваться не только приказы руководства, но и различные сообщения, замечания, шутки и т.п.

3. Создание под эгидой фирмы устойчивой и понятной каждому сотруднику системы помощи.

О чем идет речь

Многие фирмы забывают, что сотрудники, в первую очередь, живые люди, которых личные проблемы волнуют не меньше, чем корпоративные. Фирма может предоставлять юридическую помощь, оказывать консультативную помощь в решении проблем с жильем, детскими садиками и т.п. Для многих эти проблемы стоят более чем остро. Отдельная тема - это страховая медицина. Если фирма не может организовать полную медицинскую страховку, то, как минимум, сделать бесплатным для сотрудников услуги, например, стоматологии - реально. Каждый сотрудник компании должен знать, что такая система существует и понимать, что она реально работает.

Зачем это надо

Фирма-работодатель должна позиционировать себя не только (а в идеале и не столько), как место работы, но как друг, который может прийти на помощь и который заботится о своем сотруднике. Одна из главных причин, которая заставляет человека работать именно здесь - это ощущение защищенности. Как правило, это ощущение достигается благодаря адекватному материальному вознаграждению, но, если кроме этого, будет еще один фактор - забота фирмы, то желание сменить место работы значительно снизится.

Как это реализовать на практике

А) Заключение договора на постоянное обслуживание сотрудников компании с юридической фирмой.

Б) Заключение договора на постоянное обслуживание сотрудников компании с медицинской компанией (хотя бы в сфере стоматологии).

В) При обращении сотрудника к PR-специалисту, последний должен найти возможность решения проблемы сотрудника и, по возможности, оказать ему помощь.

4. Создание системы очередности труда и отдыха

О чем идет речь

Банальная истина о том, что человек должен не только работать, но и отдыхать, зачастую забывается в условиях перманентного форс-мажора в современном IT-бизнесе. Между тем, на западе во многих компаниях уже пришли к тому что, за соблюдением режима работы сотрудников следят специальные службы.

Зачем это надо

Если сотрудник чрезмерно много усилий затрачивает на выполнение своих функций, то рано или поздно наступает период психического истощения. Как следствие растет недовольство, как правило, выражающееся в неудовлетворении оплатой труда (независимо от получаемой суммы). Как результат - эмоциональный взрыв и, неожиданное, для всех, включая, (как ни странно), самого сотрудника, увольнение.

Как это реализовать на практике

А) Создать жесткую систему чередования труда и отдыха. Организовать централизованные перерывы, разминки, микро- спортивные соревнования. Конкурсы наподобие "Чемпион перерыва по настольному теннису" (если есть такая возможность) или, к примеру, по поднятию гантелей. Какой именно будет конкурс, не так важно - главное, чтобы сотрудники отвлеклись от работы хотя бы на 20-30 минут.

Б) Создать негласный профессиональный "кризисный центр". Если сотрудник не справляется с работой (засиживается допоздна, задерживает сроки сдачи проекта и т.п.) на него должен обратить внимание некий "кризисный центр фирмы" о существовании которого сотрудники знать не должны. В этот "центр" должны входить ведущее специалисты направлений и руководство на уровне сотрудников с правом приятия решений. "Кризисный центр" обязан максимально тактично оказать квалифицированную помощь.

В) Создание системы регулярных корпоративных мероприятий. Это могут быть семинары-встречи с интересными людьми. Как профессиональные встречи (в каждой области есть свои "супер-авторитеты", с которыми так или иначе можно организовать встречу), так и встречи просто с интересными людьми. Помимо этого должны проводиться мероприятия развлекательного характера (от проведения интеллектуальных игр до организации дегустации пива различных сортов).

5. Создание системы поощрений за профессиональные достижений сотрудников компании.

О чем идет речь

За каждую рационализаторскую идею, за окончание курсов языка, за какое-то неожиданное грамотное решение при написании сложного проекта сотрудник должен быть так или иначе вознагражден. Причем нематериальные формы поощрения сотрудников играют не менее важную роль, чем материальные.

Зачем это надо

Нужно учитывать, что в украинских IT-фирмах работают в большинстве своем специалисты, которые не просто "отрабатывают" свою зарплату, а пытаются профессионально вырасти, надеясь на продолжение карьеры в западных компаниях. Профессионал должен чувствовать, что его идеи нужны, что фирма понимает и ценит его работу. Тогда у него не будет складываться впечатления, что все, что он делает, идет в никуда и, как следствие, не возникнет желания кардинально изменить существующее положение.

Как это реализовать на практике

А) Организация и проведение внутренних профессиональных конкурсов на лучшее решение какой-либо задачи. За победу в конкурсе вручается значительный приз на торжественном корпоративном мероприятии.

Б) Создание на корпоративном форуме своеобразного "банка идей", - здесь все, включая руководство, смогут участвовать в обсуждении.

В) Создание системы поощрений личных профессиональных достижений. То есть, если сотрудник повышает свой профессиональный уровень, оканчивает какие-то курсы, участвует в каких-либо внешних конкурсах или просто получает диплом об окончании ВУЗа, это должно быть замечено и отмечено руководством.

Г) Отдельно необходимо создать систему поощрений за вклад в развитие фирмы. Чтобы не было "обид" и разногласий, небольшие поощрения должны равным образом время от времени распространяться на всех сотрудников, независимо от занимаемых должностей.

6. Оценка эффективности проведенных PR мероприятий

О чем идет речь

PR-специалист не производит материальных ценностей, поэтому оценка эффективности деятельности в этой области для руководства IT-фирмы может представлять некоторое затруднение. Однако существуют методики, которые позволяют достаточно точно определить наличие или отсутствие эффекта от затраченных усилий в области внутреннего PR.

Как это реализовать на практике

А) Главным показателем качества работы PR-специалиста в области внутреннего PR является уменьшение "текучки кадров". Однако PR-специалист должен уяснить для себя, что увольнение, инициированное сотрудником, не является трагедией. Напротив, это шанс получить объективную информацию о происходящем в фирме.

Б) Регулярное проведение опросов в различных, зачастую в игровых, формах дает возможность определить общее настроение, царящее в фирме. В какой бы форме опрос не был бы проведен, он должен дать PR-специалисту ответы на следующие вопросы:

1. Оценка сотрудниками адекватности материального вознаграждения. 2. Оценка сотрудниками действий руководства. 3. Оценка сотрудниками собственной роли в работе компании. 4. Оценка собственных перспектив сотрудников в данной компании. 5. Готовность сотрудников к переходу на другую работу.

В зависимости от колебания результатов можно увидеть качество проделанной работы. Если по первому третьему и пятому пункту результаты будут ниже критической отметки (начиная от " -2 " ) по 20-ти бальной шкале (от -10 до 0 и от 0 до +10) PR-специалисту необходимо качественно пересмотреть свои методы работы.

В) Необходимо завести так называемый "паспорт" сотрудников, где напротив каждой фамилии будут ставиться оценки по 20-ти бальной шкале (от -10 до 0 и от 0 до +10) по графам: настроение, качество работы, конфликтность. При регулярном ведении такого паспорта, PR-специалист будет предупрежден не только о назревающих конфликтах, но и о личных проблемах сотрудников. Это даст возможность открыто или незаметно вмешаться и оказать сотруднику необходимую помощь.

НR - PR (поиск и подбор персонала)

Цель мероприятий: Формирование положительного имиджа компании, как потенциального работодателя. Задача мероприятий:

Решить кадровый вопрос компании. Срок проведения: Постоянно. Интенсивность зависит от потребности в кадрах. Срок полной разработки и просчета затратной части на полугодие: 1-2 недели Комментарий. Для того, чтобы решить кадровый вопрос, в первую очередь, необходимо решить проблемы, которые на данный момент уже существуют в фирме. Параллельно с этим можно приступать к формированию положительного образа фирмы, как работодателя, на рынке труда. Кроме того, уже очевидно, что многочисленные безликие объявления на профильных сайтах по трудоустройству не дают желаемого результата. В сущности, все предлагают одно и тоже: "Высокая зарплата, дружный коллектив, обеды в офис". Для того, чтобы достичь успеха в подборе персонала, необходимо чем-то выделяться, нужно получить определенную известность среди специалистов, в которых заинтересована фирма.

Мероприятия

1.Изучение ситуации на рынке труда в интересующей области, определение однозначных лидеров и аутсайдеров.

Зачем это надо

Во время поиска работы, человек во многом ориентируется на общественное мнение (друзья, коллеги, знакомые). Нужно четко понимать, чем привлекают одни IT-фирмы и чем отталкивают другие. Естественно, лучшее можно перенять. Для решения этой задачи существует два пути: один малозатратный, и, как все дешевое, не слишком надежный, и второй, требующий определенных вложений, однако дающий куда более качественный результат. В идеале необходимо применить оба этих способа получения информации.

Как это реализовать на практике

А) "Малозатратный" метод. Начиная работу в этом направлении, PR-специалист должен опросить всех сотрудников фирмы (имеются ввиду сотрудники, работающие в интересующем сегменте рынка труда), чтобы выяснить их мнение относительно предыдущих работодателей.

Схемы опроса могут различными, но, к концу опроса, PR-специалист должен получить следующую информацию:

1. Предыдущие места работы сотрудников. 2. Оценка предыдущего места работы (как эмоциональная, так и логическая). 3. По три положительных и отрицательных составляющих на предыдущих местах работы.

Следующий шаг - составление отчета и обработка полученных результатов.

При всей своей привлекательности (малозатратности), этот метод получения информации не слишком надежен (хотя и обязателен). Во-первых, ситуация могла измениться, а во вторых, этот метод построен на субъективных, а значит, не слишком надежных оценках.

Б) Затратный метод получения информации. Проведение анкетирования среди руководителей различных IT-фирм, размещение опросов на профильных сайтах и т.п. Все это потребует определенных, зачастую значительных финансовых вложений, однако даст возможность объективно оценить ситуацию на интересующем сегменте рынка труда.

В) После сбора и обработки информации необходимо, в зависимости от полученных результатов, составить план мероприятий для улучшения ситуации с набором персонала.

2. Мероприятия, непосредственно направленные на решение кадровых вопросов IT-фирмы Комментарий. Безусловно, для каждой IT-фирмы мероприятия будут разрабатываться сугубо индивидуально, в зависимости от полученной информации и реального положения дел. Ниже будут перечислены варианты, часть которых может быть при необходимости реализована.

В первую очередь, необходимо, чтобы каждый потенциально интересующий фирму специалист, знал о существовании данной фирмы. Методы достижения этой цели могут быть выбраны стандартные: от флэшмобовских акций до создания краткого, более или менее регулярного, издания специфической направленности, бесплатно рассылающегося по фирмам - конкурентам.

Возможно использование как стандартных рекламных носителей (ТВ, профильные СМИ), так и нестандартных, например: проведение профессиональных призовых конкурсов (призы должны быть более или менее серьезными). Организация семинаров и развлекательных мероприятий с профессиональным уклоном в размахах города, с соответствующим освещением их в прессе. Это может быть, например, турнир по бильярду для программистов (чтобы принять участие, нужно решить какую-то примитивную задачу), может быть тематическая вечеринка в ночном клубе, турнир по мини-футболу между различными IT фирмами, конкурс на скоростную сборку компьютера...

Необходимо размещать информацию о профессиональных успехах фирмы на стандартных носителях. Должна проводиться планомерная работа по позиционированию фирмы, как сообщества профессионалов, открытого для всех форм общения.

На всех мероприятиях должна проводиться СКРЫТАЯ агитация. Необходимо заметить, что ни в коем случае нельзя вести прямую агитацию. Специалисты должны сами ЗАХОТЕТЬ работать в фирме, которая организовывает подобные праздники.

Необходимо принимать живейшее участие в работе со студентами старших и выпускных курсов ВУЗов интересующей направленности. При наличии реальной возможности, стоит позиционировать фирму, как лучшее место для начала работы в сфере IT-бизнеса.

3. Оценка эффективности проведенных PR мероприятий

А) Главным критерием оценки станет ситуация в отделе HR. Уже после первого месяца активного проведения мероприятий приток потенциальных сотрудников должен увеличиться.

Б) Проведение опросов и исследований даст возможность оценить, как изменилась эмоциональная оценка фирмы среди потенциальных сотрудников.

В) Исследование частоты упоминаний в профильной прессе и на профильных Интернет- ресурсах, обсуждение в профильных форумах также даст возможность оценить качество реализации PR-программы в этом направлении.

PR в сфере бизнеса

Комментарий. Как уже было сказано выше, только при грамотной постановке задачи PR-специалист сможет разработать действенную PR-концепцию. Методы, которые можно использовать в этой сфере, являются стандартными для PR, и не имеют существенных отличий от других сфер бизнеса.

Однако PR-специалист, начиная работу по разработке концепции, должен четко придерживаться нескольких правил:

1. Если руководство ограничивает постановку задачи фразой: "Сделаете мне какой-нибудь PR", то работать с таким руководством нельзя. Все равно угодить ему не получится. 2. Если руководство фирмы путает функции отдела PR и отдела маркетинга, то работать с таким руководством также нельзя. Нужно четко понимать, что маркетинг - это комплекс мероприятий по продвижению продукта или услуги, а PR - это управление репутацией. Маркетинг создает рынок для товаров и услуг, PR обеспечивает благоприятную атмосферу, в которой действуют компания. 3. Если руководство фирмы ограничивает понятие "PR" одним лишь продвижением корпоративного сайта не желая идти на какие-либо существенные изменения в имиджевой политике компании, то, как можно было догадаться, работать с таким руководством также нельзя. Невозможно строить всю PR-концепцию компании на одном лишь корпоративном сайте.

Вячеслав Клапчук, независимый PR консультант


Немного поздно, но все-таки… Слоган бренда Guinness - Guinness is actually good for you («Guinness – это то, что действительно принесет тебе пользу») родился в начале 20-х годов в рекламной кампании от SH Benson вместе с «открытием» так называемого витамина G (витамина Guinness). По понятным причинам, он уже давно не используется брендом в большинстве стран мира (за исключением некоторых стран Африки, где законы о рекламе немного задержались в пр...

Социальная сеть MySpace запустила свою бесплатную мобильную версию, спонсируемую за счет рекламы. До настоящего момента MySpace Mobile предоставлялся как сервис, основанный на премиум-подписке, и работал у операторов AT&T и Helio. Новый сервис будет работать у всех сотовых операторов США и позволит пользователям обмениваться сообщениями и запросами, комментировать фотографии, размещать информацию, обновлять блоги и находить новых друзей. ...

Vestel познакомил представителей СМИ и других гостей с новой креативной концепцией "Легко!" в известном столичном ресторане Carre Blanc. Компания Vestel представляет на российском рынке продукцию высокого качества, уже заслужившую признание потребителей: телевизоры, холодильники, кондиционеры, стиральные машины и плиты.На мероприятие были приглашены ведущие российские СМИ- Gala, Glamour, XXL, Parents, журналисты из газет Metro, Мир новостей, Твой...