Цветовое решение бизнес помещения

  9:16   11-09-2006
Как чаще всего бывает при строительстве (ремонте) магазина (офиса)? В первую очередь заказчик чётко просчитывает цену строительных материалов, серьёзное внимание обращает на фактуру материала, его функциональность. Однако вопрос о цветовом решении фасада и помещений, в лучшем случае отдаётся на откуп дизайнерам, а в худшем решается словами: "ну, вроде этот подойдёт". Но надо учитывать, что цвет имеет не просто большое, а огромное значение, так как цвет не только определяет художественные качества помещений, но и помогает создать наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека, его здоровья и настроения.

Поэтому при выборе цвета надо брать во внимание не только эстетические свойства цвета, но и физиологические с психологическими. И тут далеко не факт, что решение дизайнера, которое выглядит "ну просто супер! красавец!", окажется в итоге эффективным для вашего бизнеса.

Почему цвет имеет такое большое значение, как он влияет на покупателя (клиента), работоспособность личного персонала и как не ошибиться в выборе цветового решения расскажет нам дальнейший материал.

Ощущение цвета возникает в результате излучения энергии телами и действия ее на глаз. Из сказанного следует, что в явлении цвета, можно выделить три основные процесса:

Физический — излучение энергии;
Физиологический — возбуждение этой энергией нервных клеток органа зрения;
Психологический — восприятие и обработка цвета головным мозгом.

В природе цвета расположены в следующем порядке (в соответствии со спектром): красный-жёлтый-зелёный-синий (рис.1).

Рис.1

Все цвета, что расположены от зеленого в сторону красного – обычно называются "теплыми", а от зеленого до фиолетового – "холодными".

Сначала следует упомянуть про символику цвета, которая, кстати, хоть и основана на физиологическом восприятии, в разных странах различается в силу сложившихся традиций.

Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, выработанные на протяжении всей эволюции человека и нередко довольно простые: зеленое – это для нас весна, пробуждение, надежда; синее - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое - солнце, жизнь; черное - темнота, страх, неясность, смерть; белое - чистота, невинность и нежность.

Кроме символьных ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, нужно сказать, что цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно на подсознательном уровне сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции. Поэтому, далее мы по порядку выясним свойства основных цветов.

Отсутствие всех цветов – это белый. Белый цвет (тон) воспринимается как открытость, легкость, равенство. Физическая чистота белого ассоциируется у посетителя с вашей аккуратностью и тщательностью. Негативные характеристики белого: изоляция, скука, чопорность, разочарование.

В противоположность белому – чёрный, который "втянул" все цвета в себя и не выпускает их. Черный цвет по большому счёту несёт в себе негативный смысл – разрушительность, подавление, пустота, депрессия. Однако если черный будет присутствовать только в деталях, он создаст ощущение графичности и четкости интерьера, что вызовет ассоциации с собранностью, организованностью.

Серый – это нейтралитет, соединение противоположностей. У серого цвета нет эмоций, ему всегда чего-то недостаёт.

Серый, черный и белый (тона) - являются связующим звеном для цветов.

Красный цвет - своеобразный допинг, он повышает давление и мышечный тонус. Красный - цвет предельной активности. Смело и громко вы заявляете красным офисом, интерьером магазина о своей значимости, об устремленности вперед и об уверенности в успехе. Красный цвет – цвет роскоши. Цвет лидерства, сексуальности этот цвет возбуждающе действует на нервную систему.
Поэтому следует крайне обдуманно делать интерьер в красных тонах. Да, в течение 20-30 минут придет огромный заряд энергии, пульс участится, деятельность мозга активизируется, но по прошествии 35 – 40 минут придет утомляемость, усталость, раздражительность, особенно это будет касаться личного персонала.

Различные свойства цвета несут и его оттенки. Так, тёмно – красный: косный и инертный. И, если красный - цвет агрессии и секса, то тёмно-красный  допускает попустительство в сексуальных отношениях. В тоже время снисходительность тёмно-красного может перерасти в жестокость.

Светлые тона красного, если не переборщить, мобилизуют и поднимают настроение. Так, розовый означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Чем он бледнее, тем сильнее выражение любви. Розовый успокаивает и избавляет от навязчивых мыслей.

Оранжевый цвет - динамичный, молодежный и веселый цвет. Стимулирует чувства и ускоряет сердцебиение, обостряет восприятие. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при условии периодического отдыха от него. При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение.

Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность. Его положительные характеристики: надежность, уверенность и здравый смысл. Его отрицательные характеристики: вызывает депрессию и разочарование. Отвергается людьми, которые любят и ищут индивидуальность.

Желтый подсознательно вызывает у нас радость, веселье. Это хороший, добрый, жизнерадостный цвет. Однако, сегодняшнее повсеместное его использование по-поводу и без, частое применение в рекламных целях, обозначениях скидок и пр. привело к тому, что этот цвет уже начинает иногда раздражать, а также ассоциируется с дешевизной и скидками.

Зеленый цвет находится, можно сказать, на пограничном состоянии между желтым и синим при этом вбирает в себя качества того и другого. Здесь важно соотношение желтого и синего, из которых составляется зеленый цвет. Больше желтого - он теплый, это его слегка оживит, больше синего – холодный, но в то же время освежающий и прохладный. В зеленом всегда заложена жизненная возможность (от жёлтого цвета), он содержит в себе потенциальную энергию, но не использует её ("благодаря" синему цвету). Зелёный несёт покой и неподвижность. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов; помогает рассеивать негативные эмоции, успокаивает нервную систему. Приносит спокойствие и умиротворенность, снижает усталость, располагает к общению. В силу своей природы зелёный не стимулирует мысль, однако помогает сконцентрироваться и принять решение. Ассоциируясь с весной, свежей зеленью, надеждами - символизирует процветание и новые начинания. Вместе с тем, долгое влияние этого цвета вызывает скуку.

Синий цвет говорит о постоянстве, упорстве, настойчивости, преданности, самоотверженности, серьезности, строгости. Вызывает размышления о жизни, отвлечённость от работы. Синий цвет помогает при нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление. Синий не даёт развития, не рождает творческой мысли, но настраивает на общение, установление контакта.

Голубой цвет создает прохладное окружение. Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение. При слишком долгом воздействии возникают расслабленность, отвлечённость, он мешает сосредоточиться. Тёмно-синий – очень "глубокий", может вызвать излишнюю серьезность, грусть, даже печаль.

Фиолетовый цвет. Он притормаживающе действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на психику. Его считают цветом творчества. Фиолетовый выбирают люди с нестандартным мышлением. И если для посетителя он привлекает внимание, то для персонала, долго находящегося в фиолетовом помещении, вызывает подавленное состояние, которое может даже пошатнуть здоровье.

Все цвета, что расположены от зеленого в сторону красного, тёплые цвета, - "обволакивают" и "согревают" интерьер, а от зеленого до фиолетового, противоположность, холодные, - "освежают" интерьер. Ниже приводятся основные характеристики восприятия цветов.

Белый

легкий

 

 

 

Желтый

легкий

теплый

сухой

 

Оранжевый

 

теплый

сухой

кричащий, громкий

Красный

тяжелый

теплый

сухой

кричащий, громкий

Фиолетовый

тяжелый

 

 

 

Синий

тяжелый

холодный

влажный

тихий, спокойный

Зеленый

 

прохладный

влажный

спокойный

Голубой

Легкий

 

влажный

тихий, спокойный

Коричневый

тяжелый

теплый

влажный

 

Черный

тяжелый

 

сухой

 

При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.

Уточню, что значительное психологическое воздействие оказывает преобладающий цвет, поэтому не бойтесь, вставляйте различные цветовые детали в ваш интерьер, наоборот, это только подчеркнёт вашу индивидуальность.

Следует также учесть, что в комнатах, выходящих окнами на север, предпочтительны цвета максимально светлые, теплых тонов - золотисто-желтые, розово-кремовые. Такие стены отражают больше света, создают ощущение тепла и даже солнечности. Если окна выходят на юг и юго-запад, комната подолгу освещается солнцем и сильно нагревается в жаркое время года, цвета стен лучше подбирать из гаммы холодных - голубых, сине-зеленых или серых.

При оформлении офиса или помещения магазина обязательно надо учитывать две стороны – объекты воздействия цвета. С одной, посетителей/покупателей, со второй, своих работников. Первые бывают в помещении незначительное время, вторые там зачастую проводят полный рабочий день – соответственно и влияние цвета на них будет довольно сильно различаться.

Рассказывая о каждом цвете, я упоминал про негативные стороны цветов. Эти отрицательные свойства начинают оказывать своё влияние при длительном контакте. Отсюда следует, что, допустим, торговый зал и подсобные помещения следует оформлять в компенсирующих друг друга цветах, т.к. это уравновесит воздействие цветов на персонал. Если зал красный, то помещение для персонала можно окрасить в зелёное, где они смогут отдохнуть от этого агрессивно цвета, расслабиться. Или, наоборот, если зал у вас в холодных цветах, сделайте подсобное помещение в тёплых, что позволит "взбодрить" работников. Так синий цвет успокаивает, а оранжевый возбуждает, однако вместе они нейтрализуют друг друга. При этом, чтобы нейтрализовать оранжевый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем оранжевого (рис.2).

Рис.2

Большое внимание следует уделять и цветовым предпочтениям посетителей/покупателей. В разных видах бизнеса они разные, здесь много вариантов. Однако какие-то единые правила можно выделить. Люди "в возрасте" любят спокойные постельные тона, молодежь – контрастные яркие цвета. Тут следует сказать, что, несмотря на тягу детей к ярким насыщенным цветам, их применение в детском торговом зале должно быть умеренным, так как установлено, что эти цвета при длительном воздействии на ребенка быстро утомляют его. Лучше окрашивать такие помещения в спокойные приглушенные тона, а в интерьер включать яркие коврики, покрывала, обивку мебели, дверки шкафов и др. Торговые залы для людей старшего возраста должны быть решены в спокойных тонах, без резких контрастов.

Окончательное цветовое сочетание следует выбирать соответственно продаваемому продукту или сфере вашей предпринимательской деятельности. Так, кофе никак не ассоциируется с зелёным (скорее здесь всем понятен коричневый), а вот лекарствами, наоборот, предпочитают торговать в зелёном помещении, здесь всё понятно. Однако в самой точке продажи следует придерживаться некоторого контраста (так, например, коричневые банки на коричневом фоне будут сливаться и утомлять зрение покупателей). При этом следует упомянуть, что спокойные тона являются идеальным фоном для дорогих вещей. Как говорят: "вкус молчит - кричит безвкусица". Так сложилось, что товары, окружённые оранжевыми или жёлтыми цветами, воспринимаются дешёвыми или продающимися со скидками.

Обязательно надо сказать, что цвет влияет не только на наши ассоциации, наше настроение, наше самочувствие, но даже и на наше восприятие пространства. Большое влияние цвета на восприятие даже простых геометрических форм и пространства показывает классический пример (рис.3)

Рис.3

Параллельные линии совершенно таковыми не кажутся.

Кстати, в этом примере было использовано всего два цвета, а если их больше?

Вот основные советы, к которым стоит прибегнуть, если вы хотите с помощью цвета помещения изменить его визуальное восприятие.

В первую очередь немного вспомним то, о чём уже говорилось выше - синий, зелёный, белый (холодные цвета) визуально "отступают", т.е. расширяют пространство, а красный, жёлтый (тёплые) - "приближаются", "сужают" помещение.

В маленьких помещениях желательно избегать темных и ярких тонов, крупного рисунка, которые зрительно уменьшают пространство. Светлые, пастельные тона в маленьком помещении будут наиболее приятны.

Длинное узкое помещение, в котором окна находятся на короткой торцевой стене, производит неприятное впечатление. Этого можно в определенной мере избежать, окрасив боковые стены в светлых холодных, как бы отступающих тонах, а торцевые - в более интенсивном теплом выступающем цвете.

Светлое, но узкое и высокое помещение будет производить впечатление более низким, если его потолок выдержать в бежевых, серых или даже более темных (коричневых, красноватых) тонах и, наоборот, низкие потолки, окрашенные в белые, светлые или серо-голубые цвета, будут казаться более высокими.

Светлые стены с горизонтальными полосами зрительно удлиняют пространство. Вертикальный рисунок, полосы создают впечатление более высокого помещения.

Если на какое-либо поверхности внизу даны темные цвета, а наверху - светлые, то такое решение производит стабильное впечатление. Наоборот же - создаёт впечатление неустойчивости.

Немного упомянем вопрос освещения. Достаточно сказать, что уровень освещения меняет восприятие цвета. И если вы, например, желали произвести впечатление яркими, насыщенными цветами, то при слабом освещении эффекта совершенно не будет, а то и вовсе он окажется обратным. При этом трудно оценить падение настроения посетителей, но оно точно не повысится. Не говоря уже о том, что плохое, неправильно подобранное освещение может существенно снизить работоспособность персонала.

Итак, с основными характеристиками цветов и вариантами их воздействия на человека мы разобрались. Поэтому теперь, в зависимости от ваших требований к помещению, вы можете подбирать цветовое решение не на "авось", а полагаясь на свойства цвета, с его плюсами и минусами. Здесь заложен большой потенциал, т.к. мы уже выяснили, что правильное сочетание цветов позволяет снизить усталость ваших работников, погасить их негативные эмоции, или, наоборот взбодрить, повысить работоспособность. Посетителю же цвет поможет создать то настроение и эмоциональное состояние, которое вы желаете, чтобы у него было, которое будет наиболее эффективным для вашего бизнеса.

Источник: Изофатов Дмитрий
4p.ru


Немного поздно, но все-таки… Слоган бренда Guinness - Guinness is actually good for you («Guinness – это то, что действительно принесет тебе пользу») родился в начале 20-х годов в рекламной кампании от SH Benson вместе с «открытием» так называемого витамина G (витамина Guinness). По понятным причинам, он уже давно не используется брендом в большинстве стран мира (за исключением некоторых стран Африки, где законы о рекламе немного задержались в пр...

Социальная сеть MySpace запустила свою бесплатную мобильную версию, спонсируемую за счет рекламы. До настоящего момента MySpace Mobile предоставлялся как сервис, основанный на премиум-подписке, и работал у операторов AT&T и Helio. Новый сервис будет работать у всех сотовых операторов США и позволит пользователям обмениваться сообщениями и запросами, комментировать фотографии, размещать информацию, обновлять блоги и находить новых друзей. ...

Vestel познакомил представителей СМИ и других гостей с новой креативной концепцией "Легко!" в известном столичном ресторане Carre Blanc. Компания Vestel представляет на российском рынке продукцию высокого качества, уже заслужившую признание потребителей: телевизоры, холодильники, кондиционеры, стиральные машины и плиты.На мероприятие были приглашены ведущие российские СМИ- Gala, Glamour, XXL, Parents, журналисты из газет Metro, Мир новостей, Твой...