Рынок страхования: итоги 1 полугодия 2007г.

  21:53   22-08-2007
22.08.2007

Исследования компании BusinessVision

В марте 2007 года компанией BusinessVision было проведено исследование российского рынка мясных консервов. Результаты исследования свидетельствуют о снижении объема выпуска этой продукции. В целом развитие производства мясных консервов после 1998 года можно представить в виде «длинных волн», колебания которых происходят приблизительно раз в три года. Если рассматривать период с 1998-го по 2006 год, то самый низкий объем производства – 103,4 тысячи тонн – был зафиксирован в 1998 году, а пик – 166,3 тысячи тонн – пришелся на 2002-й (рис. 1). За 2003–2004 годы объем производства снизился до 146 тысяч тонн, а в 2005-м он почти достиг наиболее высокого показателя, составив 163,1 тысячи тонн. По данным Росстат, за три квартала 2006 года объем производства мясных консервов в России составил порядка 384,3 млн условных банок (муб), или 137 тысяч тонн. Таким образом, рост объема выпуска данного вида мясной продукции за период с 1998-го по 2006 год достиг 31%, несмотря на значительное снижение производства в 2002-м и 2005 годах.

Несмотря на наметившуюся во втором полугодии 2006 года тенденцию снижения объемов производства, в денежном выражении рынок не уменьшился, что было обусловлено ростом цен на эту продукцию.

Стоимость мясных консервов от производителя за период с сентября 2005 года по сентябрь 2006-го претерпела значительные изменения. Если в сентябре 2005 года средняя цена за банку составляла около 27,54 рубля, то к декабрю того же года она увеличилась до 29,99 рубля (рис. 2).

Самая низкая цена производителей за тысячу условных банок (туб) – 26 047 рублей – была зафиксирована в июне 2006 года, а к сентябрю она незначительно выросла – до 26 889 рублей.

Потребительские цены в этот период демонстрировали постоянный рост – в среднем на 3,21 рубля за год. Это можно объяснить постепенным увеличением доли продуктов премиум-сегмента, что в свою очередь привело к повышению средней розничной цены на все предложение.

К премиум-сегменту относятся деликатесы из тушеного мяса. Среди новых видов мясных консервов, выпускаемых российскими предприятиями, можно отметить ветчину и язык в желе. В регионах, где есть возможность использовать редкие виды мясного сырья, выпускается тушенка из оленины, мяса лося и кабана. Использование редкого сырья позволяет производителям поднимать цену и предлагать такой продукт в качестве деликатеса, позиционируя его в сегменте «премиум». Особенно активны компании в разработке готовых блюд, например «Долмы», «Говядины с грибами», «Ассорти калорийного» и других. Стоит также отметить, что крупные игроки консервного рынка все чаще развивают параллельные производства, выпуская овощные, молочные и другие виды консервов.

По оценкам экспертов, сегодня в России доля населения, потребляющего мясные консервы, составляет не более 25–30%. Прежде любимая всеми тушенка сегодня потеряла огромную часть покупателей. Можно выделить несколько причин сокращения потребительского рынка: рост благосостояния населения, мода на вегетарианство, появление на рынке большого количества различных полуфабрикатов. Но, пожалуй, главной причиной является снижение качества российской продукции.

Также значимой причиной снижения потребления тушенки эксперты считают рост импорта этой продукции. Так, за первые 6 месяцев 2006 года количество ввезенных мясных консервов составило 15,4 тысячи тонн, из которых 11,3 тысячи, или более 70%, поставлялось не из стран СНГ. В целом по рынку доля импортированной мясной консервации составляет около 13,5%. По мнению экспертов, мясные консервы зарубежного производства зачастую уступают российским по качеству, однако потребителей подкупает низкая цена на импортный товар, заставляя делать выбор в его пользу.

Еще одним фактором, склоняющим потребителя выбирать импортную продукцию, является сложившийся в 1990-е годы стереотип «импортный - значит хороший». На сегодняшний день импортную продукцию можно разделить на две группы: приготовленная только из мяса и приготовленная из мяса с добавлением растительных белков. В первом случае это мясной фарш, который изготовлен из мяса низших сортов, пропущенного через мясорубку с крупной решеткой и сформованного в единый кусок. Во втором – это колбасный фарш, который обогащен различными растительными добавками и ароматизаторами, имитирующими запах мяса и пряностей. Одна из особенностей импортных мясных консервов – это вложение нитрита натрия, который активно используется зарубежными производителями для увеличения срока годности продукта и придания мясу розового цвета. Однако мало кто знает, что нитрит натрия вреден для здоровья. Каждый год фиксируется более десятка случаев серьезного отравления консервированными продуктами, содержащими предельно допустимую норму нитрита натрия.

Ассортимент выпускаемых в России консервов за последние годы значительно сократился – в настоящее время насчитывается около 60 наименований этой продукции. В марте 2007 года компания BusinessVision провела исследование ассортимента продукции нескольких крупнейших предприятий – производителей мясных консервов. Согласно результатам анализа, основную долю рыночного предложения составляют консервированные продукты с содержанием говядины. Так, наиболее значительную долю – от 50 до 75% – занимают продукты «мясо тушеное» и «мясо в собственном соку». На консервированные вторые блюда – долма, голубцы, каши с мясом, тушеное мясо с грибами/овощами – приходится от 10 до 30% предложения. Средняя оптовая цена мясных консервов составляет 30–40 рублей за банку объемом 325–340 граммов.

Что касается географии производства мясных консервов, то около 65% общероссийской выработки, или 251 муб, приходится на предприятия Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Производство в этих регионах составило соответственно 131,5 муб, или 34,2% в общем объеме производства, и 119,4 муб, или 31,1% (рис. 3). При этом в 2006 году, по сравнению с аналогичным периодом 2005-го, в Центральном и Северо-Западном ФО был отмечен некоторый спад производства – соответственно на 0,7 и 7,2%. Снижение выработки мясных консервов также наблюдалось в Южном и Сибирском ФО – соответственно на 20 и 8,6%.

В то же время значительное увеличение производства – в 2,3 раза – произошло в Уральском ФО. В Дальневосточном и Приволжском округах выработка мясных консервов выросла соответственно на 3,6 и 0,4%.

На сегодняшний день лидером в производстве мясных консервов можно с уверенностью назвать Калининградскую область: в январе–сентябре 2006 года здесь было выработано 84,5 муб, или 22% общего объема производства в стране. Кроме того, значительные объемы этой продукции выпускаются в Московской области – за 9 месяцев 2006 года здесь было произведено 48,1 муб, или 12,5% общего объема производства. Значительные показатели за тот же период наблюдались в Республике Марий Эл – 23,5 муб (6,1%), в Новгородской области – 16,2 муб (4,2%), в Республике Хакасия – 14,4 муб (3,7%), а также в Орловской, Воронежской и Оренбургской областях – соответственно 14,3 (3,7%), 14,2 (3,7%) и 13,8 муб (3,6%).

Российский рынок мясной консервации отличает своя специфика: здесь до сих пор сохранилась система госзаказа, и крупнейшими потребителями данного вида продукции являются Госрезерв, МЧС, Минобороны, МВД, ГУИН. Это позволяет всему рынку получать постоянные заказы, а значит, поддерживать и в известной мере даже развивать производство.

По данным ИТКОР, от 5 до 100% собственного объема производства мясных консервов крупнейшие российские предприятия поставляют в корпоративный сектор. Оставшуюся часть мясоконсервной продукции производители распределяют между крупными и мелкими оптовыми организациями, а в розничную сеть, в том числе в собственные магазины и торговые дома, отправляют наименьшую долю выпускаемой консервации.

Крупнейшими поставщиками мясных консервов в корпоративный сектор являются несколько российских мясоперерабатывающих комбинатов. Весь объем произведенной продукции в корпоративный сектор поставляют ЛГПО «Продресурсы» (Московская область) и ООО «Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс» (г. Серпухов Московской области). Такие крупные производители, как ОАО «Мясокомбинат «Нарофоминский» (г. Нарофоминск Московской области) и ЗАО «Борисоглебский мясоконсервный комбинат» (г. Борисоглебск Воронежской области) поставляют по 70% от объема выпуска мясных консервов, ОАО «Консервный завод «Ставропольский» (г. Ставрополь) и ОАО «Бурятмясопром» (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) – соответственно 60 и 50%, а холдинг «Главпродукт» и ООО «Гипар» (Москва) – по 40%. В натуральных показателях крупнейшими поставщиками мясоконсервной продукции в корпоративный сектор являются «Бурятмясопром», Борисоглебский МКК, «Главпродукт», Ставропольский КЗ, «Продресурсы» и Серпуховский МПК.

По данным экспертных оценок, в настоящее время в России насчитывается не более 450 предприятий, выпускающих мясоконсервную продукцию. Помимо традиционных производителей в последние годы появилось множество мелких игроков.

Сегодня рынок мясных консервов поделен между несколькими крупными компаниями, совокупная доля которых составляет 46%. Лидирующие позиции среди них занимает агропромышленный холдинг «ОВА» – ему принадлежат 16% рынка в натуральном выражении (рис. 4). На втором месте располагается «Главпродукт», доля которого составляет 8%. Также значительные доли рынка – от 6 до 5% – принадлежат ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО «Мясмолпрод» (Москва), «Гипар» и ОАО «Рузком» (Московская область). Остальные 54% рынка делят между собой огромное количество мелких производителей, доли которых не превышают 1%.

В заключение можно сказать, что за последнее десятилетие уровень жизни в России повысился и мясные консервы перешли в разряд продуктов средней и низкой ценовой категории. В связи с этим рынок мясной консервированной продукции в настоящее время практически не развивается, уступая свои позиции более изысканной и дорогой продукции – копченостям, колбасам, мясным рулетам, спрос на которые постоянно растет.

Юлия Лукашок

www.foodmarket.spb.ru


Microsoft озвучил сегодня намерение приобрести поисковую систему Yahoo за $44,6 млрд. За каждую акцию Yahoo! концерн предлагает $31, что на 62% превышает котировки акций компании по состоянию на 31 января. В Microsoft считают, что объединение двух компаний поможет сэкономить около миллиарда долларов. Предложение корпорация сделала после того, как в Yahoo! решили провести масштабное сокращение персонала. В то же время, как сообщает Lenta....

Кнопка поисковика Google «Мне повезет» («Im feeling lucky») была разработана для ускорения веб-поиска - она автоматически открывает первую страницу из списка сайтов, выданного по результатам запроса. Эта функция и другие похожие возможности поисковых систем помогают обойти антиспам-продукты. Это один из выводов, сделанный MessageLabs и опубликованный в январском докладе компании. Компания, специализирующаяся на ИТ-безопасности, установила, чт...

Популярный рекламный сервис от Google - Google Adwords вводит бета-версию очередного оптимизатора рекламных кампаний, сообщает Searchengines.ru.Новый Conversion Optimizer поможет рекламодателю подобрать самый лучший вариант проведения рекламной интернет-кампании, автоматически отслеживая новый критерий - плата за покупку.Оптимизатор требует ввода всего лишь одного параметра - максимальной ставки за каждую покупку, а затем автоматически высчит...