Рекламный Фэн-Шуй или... Окружающая среда как рекламоноситель

  14:01   16-05-2007
16.05.2007

Глава 7

«Бесплатная» реклама

Печатные издания нередко по собственной инициативе публикуют редакционные материалы, в которых называются те или иные товары, услуги, компании. Появление подобной информации на страницах газет и журналов расценивается деловыми людьми как своеобразная реклама: эффективная, потому что привлекает внимание действительно многих читателей, и при этом бесплатная, потому что компании в таком случае ничего не платят изданиям.

Конечно, каждому рекламодателю хочется продвинуть себя на рынке подобным образом. Как же поступать продавцу недвижимости, если он хочет, чтобы информация о его компании попала на полосы издания в виде заметки, статьи или репортажа, но при этом не пришлось бы платить полный тариф за площадь или подкупать журналистов? Прежде всего, действовать со знанием дела. В наш век тотального «промоушена» (продвижения) новости чаще всего именно «делаются»: они планируются, придумываются и организовываются.

Средства массовой информации используют в различных ситуациях. И когда возникает конфликт интересов между частными лицами или компаниями. И когда намечается поглощение компании, перед которым «поглотитель» старается сбить цену на акции покупаемого предприятия и у него есть интерес выставить «поглощаемого» публично в наихудшем виде. И когда есть желание свести счеты с отдельным человеком или целой компанией. И когда «персонажу» хочется просто прославиться. И когда компании необходимо повысить имидж для вывода ее акций на фондовый рынок. И когда нужно продвинуть на рынке продукт, новый или по-новому. И т. д.

Так уж сложилось, что варианты взаимодействия бизнесменов и журналистов в России стали обозначать цветами. Обычно выделяют три основных: «черный», «серый», «белый». «По­черному» — это когда заказчики публикаций договариваются с журналистами напрямую. В обход редакции и в обход рекламной службы данного СМИ. Деньги просто переходят из рук в руки: от представителя заинтересованной организации — готовящему материал корреспонденту.

«Черный» цвет распространен в неразвитых странах, там, где журналисты получают небольшую зарплату. Руководство вынуждено смотреть на такой подсобный заработок своих подчиненных сквозь пальцы. Но в развитых странах репортеров, уличенных в продажности, немедленно увольняют. Поэтому там журналисты, имеющие приличный заработок и дорожащие своей работой и репутацией, крайне редко идут на подобные сделки. Им выгоднее отказаться от денег заинтересованного в публикации человека.

В России пик «черных» материалов пришелся на середину 90-х годов XX века. Но ныне выросли зарплаты журналистов. Сами средства массовой информации прошли определенный путь коммерческого становления. Рекламные службы отслеживают, проверяют все материалы, появляющиеся на газетных и журнальных полосах, выходящие в теле- и радиоэфир. И все-таки заказные материалы до сих пор можно разместить во многих серьезных и деловых изданиях, если знать выход на людей, которые этим занимаются.

«Серый» цвет отношений — это публикация официально оплаченной информации в виде обычного редакционного материала: заметки, репортажа, интервью и т. д. В этом случае деньги от заказа поступают не в карман отдельного журналиста, а в бюджет конкретного средства массовой информации.

В развитых странах редакции «скрытую» рекламу без «знаков отличия» не публикуют. Обозначают ее пометкой «Реклама». Таким образом не вводится в заблуждение читатель — основа благополучия самого издания. В неразвитых или, так скажем, не очень развитых странах, к которым сегодня можно отнести и Россию, «заказные» материалы нередко прячут под различными дезориентирующими читателя специальными значками и рубриками: «К», «Бизнес­план», «Портфель» и т. п. По договоренности с заказчиками многие российские СМИ вообще могут не обозначать оплаченную информацию, и она выйдет наряду с обычными редакционными материалами.

«Серые» схемы могут обслуживать как сиюминутные интересы компаний, так и работать в стратегических целях. Ведь средство массовой информации может элементарно воздерживаться от критических слов в адрес «партнера», подвергать критике других участников рынка.

К «серым» методам можно причислить давление, оказываемое на редакции крупными рекламодателями. Компании, постоянно влива­ющие в бюджеты СМИ солидные рекламные суммы, прекрасно понимают собственную значимость для редакций. Поэтому нередко крупные рекламодатели мягко требуют публикации поддерживающих статей, интервью, заметок. Редакции склонны учитывать «пожелания» своих солидных клиентов.

Третий основной цвет сотрудничества со средствами массовой информации — «белый». При работе «по-белому» представитель заинтересованной компании ничего не платит ни журналисту, ни его редакции. СМИ размещает информационный материал бесплатно, просто на основании того, что он интересен аудитории издания, телеканала или радиостанции. Это нормальная, обычная практика. Для того чтобы попасть на полосы или в эфир, не обязательно платить редакции.

Читателю все равно, оплачен материал или нет. Лишь бы он был интересен. Поэтому, если у компании есть любопытный, привлекающий внимание людей факт, то стоит избегать лишних затрат и использовать информационный повод — работать «по-белому». Тем более что публикация материалов на основе информационного повода, в отличие от «черных» и «серых» схем, полностью отвечает журналистской и деловой этике.

Работать «по-белому» стремится большинство фирм, предпринимателей. Ведь это обычно наиболее выгодно. Но работать «по-белому» и сложнее всего — нужны не столько деньги, сколько мысли. И поэтому именно «белая» работа считается верхом профессионализма специали­стов по средствам массовой информации.

При работе с журналистами весьма полезно разобраться, что это за люди, что ими движет. Понимая логику действий сотрудников газет, радио и телевидения, конечно же, гораздо легче добиться результата — опубликовать необходимый информационный материал.

Для того чтобы понять работников СМИ, прежде всего необходимо представить, в каких условиях им приходится работать, какие требования к ним предъявляет профессия. Очевидно, что глупым людям в газетах, на радио и телевидении делать нечего. Профессия требует от корреспондентов умения быстро осмыслять и анализировать различные факты, разбираться во всем новом. То есть журналист — это человек достаточно высокого интеллектуального уровня. И не случайно большинство представителей этой профессии имеют высшее образование.

Очевидно, что не из каждого человека выйдет хороший корреспондент. Нужны определенные способности. В целом же о журналисте можно сказать: это человек мужского или женского пола, молод, неглуп, образован, общителен, циничен, не прочь выпить, настырен, смел, любопытен, осмотрителен, честолюбив. Зачастую это личность неординарная.

Редакции отсеивают самое, с их точки зрения, интересное: новое, любопытное, способное привлечь, увлечь читателей или зрителей. Поступают журналисты таким образом из чувства элементарного самосохранения. Если средства массовой информации станут размещать то, что интересно компаниям, но не интересно читателям, слушателям или зрителям, то аудитория от них просто отвернется. Газеты, напичканные невостребованными статьями, никто не будет покупать. Новости по радио или по телевизору не станут слушать и смотреть, если в них нет того, что интересует людей.

Как уже отмечалось выше, материал о деятельности той или иной фирмы попадает на полосы газет и журналов, в радио или телеэфир только тогда, когда содержащаяся в нем информация общественно значима, интересна конкретной аудитории конкретного СМИ. Вот где собака зарыта. Каждому бизнесмену его дело кажется самым интересным в мире. Поэтому он, предлагая редакции свою «новость», уверен, что она не может не заинтересовать других людей. Однако эта информация в большинстве случаев оказывается интересной лишь самому бизнесмену и его ближайшим друзьям или родственникам, реже коллегам и еще реже — широкому кругу читателей. Редакции же в первую очередь ориентируются именно на потребности своей аудитории.

Таким образом, чтобы попасть на полосы, в теле- или радиоэфир, компании необходимо иметь действительно интересное для редакции и ее аудитории событие. Журналисты ищут, «подбирают» всю попадающуюся под руку любопытную информацию. Им нужно помочь найти ее. Но прежде всего такую информацию компании нужно иметь. При отсутствии же в наличии — создать.

Проще всего, когда у фирмы есть нечто совершенно новое, легко увлекающее людей. В таком случае журналисты могут сами проявить инициативу.

Придумывать собственные новости непросто. Легче всего «прицепиться» к какому-нибудь событию, которое уже само по себе привлекло внимание. Часто таковым оказывается какое-либо путешествие, за которым с интересом следят многие читатели, слушатели и зрители. Компании, стремящиеся попасть в головы людей, обычно выступают спонсорами таких путешествий.

Привлекают внимание людей и скандалы различного рода. Скандалы на пользу там, где речь идет о популизме, о непритязательной публике, о массовой продукции. Часто они используются в шоу­бизнесе. Однако продавцам недвижимости не нужны скандалы. Как говорят, дыма без огня не бывает. Поэтому лучше, чтоб не было и дыма…

Обычно не проходит незамеченной прессой благотворительная деятельность. Всем известны имена крупнейших российских меценатов Третьякова и Морозова. Первый оставил в дар Москве свою коллекцию живописи — она хранится в Третьяковской галерее. Второй построил МХАТ — первоклассное здание со зрительным залом на 1300 мест, где были созданы условия для работы актеров и для осуществления любых, даже самых сложных постановок. Основанный в 1898 году, театр до сих пор не утратил своего значения.

Компании учреждают премии и стипендии: музыкальные, литературные, научные…

Конечно, чем крупнее событие, тем больше внимание печати. Однако и интересное маленькое мероприятие также может вызвать хороший резонанс в средствах массовой информации.

Беспроигрышным с точки зрения последующих публикаций будет конкурс, в котором участвуют сами журналисты. С одной стороны, таким образом стимулируется интерес СМИ к определенным темам. С другой — сама информация о конкурсе и его организаторах разойдется достаточно широко — как «киношники» любят снимать кино о киношниках, так и журналисты любят писать «о себе, любимых».

Традиционные подходы привлечения внимания журналистов обычно вполне оправдывают себя, и желанная компанией информация появляется на страницах изданий или в теле- и радиоэфире. Однако чем нетрадиционнее подход, тем больше эффект.

Все примеры попадания в информационную «десятку» базируются прежде всего на верном расчете: пресса обязательно заинтересуется происходящим — подаст его как новость. Поэтому, работая над созданием новости для конкретных изданий, представителю компании стоит сначала изучить их редакционное содержание, понять, что эти газеты и журналы считают новостью, как их подают своему читателю.

Имя компании или ее представителя может попасть на страницы газет и журналов, в телевизионный и радиоэфир не только в результате описания тех или иных событий. Пресса часто по собственной инициативе предоставляет слово ньюсмейкерам («делателям новостей») — авторитетным в какой-либо области людям. Ими могут быть и бизнесмены, и ученые, и политологи и т. д. По просьбе редакций общественные «авторитеты» комментируют те или иные события, делают анализ ситуации, дают прогноз, попутно «работая» на имидж — свой личный или организации, в штате которой состоят.

Очень часто в роли ньюсмейкеров выступают топ­менеджеры компаний, дающие интервью корреспонденту. Ньюсмейкерами могут быть не только отдельные личности, но и сами компании, а также различные общественные институты, дела которых волнуют большое количество людей.

Большинству людей и компаний стать «ньюсмейкерами», конечно же, достаточно сложно — нужно обязательно быть в чем-то первым: по денежному обороту, по научным достижениям, по влиянию на принятие политических решений, по скандальности и т. д. Количество традиционных «ньюсмейкеров» обычно исчисляется несколькими десятками, и оно практически никогда не увеличивается. Новые «ньюсмейкеры» обычно появляются тогда, когда закатывается звезда «старых». Поэтому компаниям и их представителям, с одной стороны, нужно стремиться стать «ньюсмейкерами» в своей области традиционным путем — увеличивая оборот, повышая качество. С другой стороны, можно стать ньюсмейкером с помощью специальных мероприятий и акций. К ним относятся конкурсы, участие в выставках, вхождение в различные политические, социальные и деловые структуры, использование готовых ньюсмейкеров, создание ньюсмейкеров-однофамильцев.

Ньюсмейкером быть хорошо. Но не всегда. Ведь внимание прессы может как помочь, так и помешать. Нередко журналисты рассматривают негативные тенденции именно на примерах ньюсмейкеров. В целом можно отметить, что ньюсмейкерам легче, чем другим компаниям, распространять о себе новости позитивные и труднее умалчивать негативные.

Когда компания взаимодействует со средствами массовой информации, то она передает им информацию. С одной стороны, интересную читателям (слушателям, зрителям), с другой — удобную для восприятия журналистами. Чтобы облегчить работу сотрудников редакций по суммированию предоставленного материала, а также для того, чтобы избежать возможности искажения данных, названий, цифр и имен, информацию следует предоставлять им в письменном виде, то есть в форме пресс­релиза.

В пресс­релизе содержатся детали произошедшего события плюс справочная информация о компании, с которым оно связано. В тексте могут приводиться цитаты, высказывания, различные данные, фотографии, рисунки и т. д.

Пресс­релиз не должен носить характер статьи. Это всего лишь четко на одной­двух страницах изложенная информация, как говорят журналисты — «рыба» для будущего материала. Пресс­релиз не должен быть редакционным материалом, но ему следует быть максимально полезным для журналистов. Все сведения необходимо излагать логично, лаконично, лучше в виде информационных блоков. Так, чтобы журналисту, обрабатывающему материал, осталось только сократить его, незначительно подредактировать или добавить фирменные черты. При минимуме работы.

Пресс­релизы стоит использовать и как «рыбу» для журналистов, и как самостоятельный информационный материал. Некоторые печатные издания, а чаще интернет-сайты, в которых нет существенного ограничения на информацию, публикуют пресс­релизы в неизменном виде в специальных рубриках, формируют своеобразные колонки. Нередко их так и называют «Пресс­релиз».

Материалы этих рубрик могут быть прочитаны обычными читателями, а могут быть использованы и журналистами, собирающими большие объемы различной информации для аналитических статей.

При подготовке пресс­релиза, ориентированного на журналистов, необходимо понимать, что они работают в условиях дефицита времени. Им проще подготовить материал, информацию для которого легче обработать. Поэтому чем совершеннее пресс­релиз, тем больше у него шансов стать опубликованным материалом.

При подготовке пресс­релиза можно использовать советы известного специалиста Сэма Блэка.

«Некоторые правила подготовки пресс­релиза.

1. Используйте только одну сторону листа.

2. Оставляйте достаточно широкие поля слева и справа.

3. Распечатывайте материал только через два интервала.

4. Материал должен обязательно быть отпечатан на машинке, если позволяет время.

5. Не делайте никаких подчеркиваний, даже в заголовке. Редакторы предпочитают сами решать, что нужно выделить.

6. Все абзацы, кроме самого первого, должны начинаться с красной строки.

7. Пресс­релизы, содержащие какую-нибудь новость, должны иметь заголовок, передающий суть новости, но он не должен быть “заумным”. Редакторы предпочитают давать свой заголовок.

8. На бланке пресс­релиза можно разместить отпечатанную типографским способом шапку с названием и адресом организации, распространяющей пресс­релиз. В шапке нужно указать номер телефона, по которому можно позвонить в дневное и ночное время (по возможности). Эти сведения необходимо повторить в конце пресс­релиза с указанием имени лица (лиц), к которому (которым) можно обратиться за дополнительной информацией.

9. Если консультативная фирма по ПР распространяет пресс­релиз от имени клиента, это нужно соответствующим образом отразить.

10. По возможности пресс­релизы должны быть краткими, чтобы их можно было уместить на одной странице. Если это невозможно, в нижнем правом углу страницы нужно указать “см. далее”.

11. На пресс­релизе нужно указать дату, причем ее стоит повторить в нижнем левом углу последней страницы, если пресс­релиз длинный. Как правило, указывается число, когда пресс­релиз будет получен.

12. Следует избегать “эмбарго”. Необходимость в них может возникнуть, если нужно изложить речь, которая будет произнесена в какое-то определенное время, но лучше к “эмбарго” не прибегать, за исключением тех случаев, когда они действительно необходимы.

13. Старайтесь избегать, насколько это возможно, заглавных букв. Никогда не пишите заглавными буквами целые слова. Заглавные буквы должны употребляться только в именах, фамилиях, географических названиях и других именах собственных, например в названиях компаний или продуктов.

14. Не ставьте точек в аббревиатурах (ООН, а не О. О. Н., ВОЗ, а не В. О. З. и т. д.). В публикациях точки оставляют только в конце предложений.

15. Даты обычно пишутся следующим образом: 6 января 1983г., а не 6-го января 1983 года.

16. Числительные от одного до девяти нужно писать прописью, а далее — цифрами. В очень больших числах пользуйтесь словами “тысяча” и “миллион”. Различные меры, даты, цены и номера домов пишите цифрами. Если предложение начинается с числительного, давайте его прописью.

17. Слово “процент” предпочтительнее, чем знак “%”. Температуру лучше всего писать развернуто, например “30 градусов Цельсия”.

18. Кавычки используйте только для обозначения прямой речи. В названиях сортов и марок кавычки не ставьте»*.

Как уже отмечалось ранее, журналисты — люди образованные, грамотные. Они работают с языком, и их, естественно, коробит, раздражает, когда в пресс­релизах присутствуют неуклюжие формулировки, канцелярский язык, штампы, опечатки и ошибки.

Сама фактура материала может понравиться работнику редакции, но он будет для себя решать: а стоит ли овчинка выделки — во что ему обойдется правка, редактирование пафосного текста со штампами и ошибками. Но ведь эту работу можно проделать до передачи пресс­релиза в СМИ. Просто на последнем этапе его создания стоит привлечь к работе профессионального редактора, который «вылижет» текст.

В целом при редактировании пресс­релиза необходимо понимать, что хороший текст не появляется сразу. Над ним нужно долго и кропотливо (по возможности) работать: подбирать слова, выстраивать фразы и предложения, абзацы и параграфы.

Если компании удалось организовать событие, достойное стать новостью, ей необходимо сделать все для того, чтобы эта новость была освещена как можно в большем количестве средств массовой информации, и в наиболее выгодном свете. Это достигается грамотной постановкой работы с журналистами.

Во­первых, компания должна обеспечить представителей прессы точной и достаточной информацией, позволяющий им подготовить качественный материал. Во­вторых, журналистам, для которых создание новостей, прежде всего работа, должны быть созданы комфортные усло­вия для их деятельности: удобство в общении с нужными людьми, оперативность в сборе дополнительной информации и т. д.

Обеспечить журналистов информацией можно разными способами:

  • разослать пресс­релиз;
  • помочь журналисту, разрабатывающему определенную тему;
  • устроить утечку информации;
  • провести пресс­конференцию;
  • провести презентацию;
  • организовать посещение места события.
  • Можно также попытаться подготовить собственную публикацию без привлечения журналистов к ее созданию.

    Самый простой способ распространения информации среди журналистов — рассылка пресс­релиза. Информационное сообщение может быть послано как в одно издание, так и в несколько газет и журналов, на различные радио­ и телестанции.

    Рассылая пресс­релиз, не стоит каждый раз звонить в редакцию и интересоваться, получили ли там его. Это будет раздражать журнали­стов, не имеющих много времени на разговоры о каждом письме. Ведь их на средства массой информации обрушиваются горы — от компаний, партнеров, читателей…

    Также не стоит спрашивать, будет ли опубликован материал. Журналисты зачастую сами не знают, что будет опубликовано. Решение может быть принято редактором в самый последний момент. Прямо перед подписанием номера в печать или выходом передачи в эфир.

    Ответить на вопросы журналиста, разрабатывающего какую-либо тему, придется в том случае, когда он сам обратится в компанию с прось­бой помочь со сбором или обработкой определенной информации. При таких обстоятельствах важно, чтобы никто из сотрудников, занятых своей работой, не отмахнулся, не попытался избавиться от лишней проблемы, а передал корреспондента представителю руководства. Управляющий будет более компетентным в разговоре, а также сможет обеспечить подготовку дополнительной информации, задействовав тех или иных сотрудников. Кроме того, журналисту будет приятно, что с ним говорит не простой сотрудник компании, а один из руководителей, отложивший в сторону весьма важную работу.

    Никогда не стоит просить журналиста перезвонить через пару часиков, после обеда или завтра в связи с тем, что каких-то материалов или сотрудников сейчас нет. Новости делаются очень быстро, и, если журналист не нашел информацию в одном месте, он будет вынужден тут же обратиться в другое.

    Интересный подход для попадания сведений в прессу — организованная «утечка информации» о собственной компании. В таком случае «секретные» сведения передаются журналисту «на ушко» или через третьих лиц. Тем самым подогревается интерес к фактам, к делам компании.

    Однако такой метод срабатывает обычно только тогда, когда к компании или ее представителю приковано и без того значительное общественное внимание. Чаще всего цель «утечки» — не столько само попадание наименования фирмы на полосы или эфир, сколько публикация определенной информации. «Утечку», организованную противниками, часто называют «сбросом» или «сливом».

    Наиболее часто для распространения информации используют такие мероприятия, как пресс­конференции. При всей своей традиционности они по-прежнему высокоэффективны. Для того чтобы журналисты пришли на пресс­конференцию, она должна быть созвана по действительно важной теме. Корреспонденту нужно иметь серьезный повод бросить какую-то работу и потратить немало времени на пресс­конференцию конкретной компании.

    Выступающих лучше подбирать не по должности, а по ораторским способностям. Тот, кто будет много говорить, должен делать это интересно, четко, логично, так, чтобы журналисты могли качественно воспринимать информацию.

    Высшим руководителям, не имеющим ораторских способностей, достаточно сказать несколько приветственных фраз и затем передать слово более способным к устной речи. Однако после своего выступления представителям верхушки компании следует остаться в помещении, чтобы не снизить значимость мероприятия и чтобы журналисты имели возможность подойти к ним для интервью после окончания официальной части.

    Все материалы, подарки лучше раздавать журналистам в конце встречи, чтобы они не мешали им в течение всего мероприятия.

    То, что сказано о пресс­конференциях, во многом относится и к презентациям. Но если пресс­конференция обычно носит официальный характер, то презентация может позволить себе быть свободнее, интереснее по форме.

    С целью воздействия на профессиональное и человеческое любопытство журналистов стоит проводить выездные мероприятия. В таких случаях представителей прессы знакомят с объектом, имеющим отношение к делам компании. Показ новых типов домов, новых проектов, архитектуры и т. д. будет вполне уместен для привлечения внимания журналистов к продажам недвижимости.

    Во время выездных мероприятий журналисты собирают информацию, попутно получая новые впечатления, а порой и отдыхая или развлекаясь. Посещение места события, с одной стороны, дает сотрудникам редакций свежие впечатления, определенную свободу отбора фактов, с другой — требует особой ответственности организаторов: журналисты могут заметить то, чему представители компании не уделили особого внимания.

    Средства массовой информации достаточно редко публикуют материалы со стороны. Тем не менее представители компании могут попытаться самостоятельно подготовить информацию для публикации. Для этого прежде всего следует изучить предполагаемое к использованию средство массовой информации. Если это газета, то стоит прочитать ее от корки до корки. Если речь идет о радио или телевидении, их также стоит внимательно прослушать и просмотреть. Однако при подготовке материалов для электронных СМИ следует иметь в виду, что технологически гораздо проще написать материал для печатных СМИ, чем подготовить профессиональный радио­ или видеоматериал.

    Рассчитывать на успех материала, подготовленного самим представителем компании, больше всего стоит в тех СМИ, где меньше конкуренция за место на полосе или в эфире, где ощущается дефицит информации. С одной стороны, такие издания и теле- и радиостанции редко бывают самыми популярными, но, с другой стороны, их ведь тоже читают, смотрят, слушают.

    В целом журналисты не любят заметок, статей, материалов со стороны. Это связано с тем, что постороннему всегда очень тяжело «влиться» в издание, имеющее свое лицо, свои технологии подготовки публикаций. Даже бывалые журналисты, переходя из газеты в газету, не сразу «вписываются» в новое издание. Необходимо время, чтобы адаптироваться, почувствовать стиль, редакционную политику.

    В зависимости от масштаба компании, а также специфики работы с прессой поддерживать контакты с ней может как один человек — пресс-секретарь, так и целая пресс-служба. На помощь компании готовы прийти также специализированные предприятия — PR­агентства.

    Для того чтобы вести эффективную нацеленную работу, пресс-секретарю компании следует поддерживать списки средств массовой информации и журналистов, с которыми он сотрудничает.

    Конечно, кроме перечня редакторов, пресс-секретарю нужно иметь перечень самих журналистов, пишущих на профильные для компании темы. Списки следует поддерживать в актуальном виде, ведь текучка в редакциях — обычное дело. Люди переходят из одного издания в другое, с одной теле- или радиостанции на другую.

    Нередко в компаниях пытаются навешать на пресс-секретаря чужие функции. В таком случае пресс­работника часто называется специалистом по PR и ему поручается все, начиная с полиграфии, сувенирной продукции, написания годовых отчетов и кончая рекламой, а также общением со СМИ. Понятно, что в итоге страдает все: и пресс­работа, и реклама, и пиар­работа в целом.

    Часто пресс-секретарей путают со специалистами по связям с общественностью из-за того, что на небольших предприятиях эти должности могут быть представлены одним лицом. Однако чем крупнее учреждение или компания, тем сильнее «разведены» в нем специалисты по рекламе, пиару, связям со СМИ. Пиар-специалисты создают имидж компании, пресс-секретари вносят в эту работу свой посильный вклад.

    Работа пресс-секретаря в крупных компаниях — это напряженный интеллектуальный труд: часто без выходных, праздников, с ненормированным рабочим днем, в условиях заведомой конфликтности — между молотом и наковальней, между интересами компании и средств массовой информации. В большой компании один человек не может справиться с очевидно масштабной работой. Поэтому в крупных организациях сотрудничество с журналистами обеспечивает специальная структура — пресс-служба.

    Нередко пресс­работникам приходится проводить не просто масштабные, а очень масштабные акции. При их организации собственных сил пресс-службы и даже всей пиар-службы компании может оказаться недостаточно. Поэтому предприятия часто пользуются услугами специалистов сторонних структур — рекламных и пиар­агентств.

    Пиар­агентство может во многом помочь работникам компании. Среди обычно предлагаемых услуг: консультации, подготовка медиа­концепций, управление имиджем компании и ее сотрудников, продвижение товаров и услуг компании, решение внутренних проблем компании, независимая экспертиза и т. д.

    Пиар­агентства также предлагают свою помощь в проведении отдель­ных акций: презентаций, конкурсов, конференций, корпоративных мероприятий, семинаров, выставок, шоу, пресс­конференций, брифингов, пресс­завтраков, пресс­туров, мониторинга прессы.

    «Внешние» работники так активно продвигают свои навыки и умения, что всегда есть соблазн вообще переложить всю пиар­работу на их плечи. Зачем содержать собственную службу? Однако не стоит доверять абсолютно всю работу сторонним людям. Во­первых, агентства никогда не смогут полностью жить делами компании, интегрироваться в нее. «Внешние» работники просто не возьмутся за работу, которая требует больших усилий, а прибыли даст немного. Во­вторых, не все «профессиональные» на словах агентства оказываются таковыми на деле.

    При подготовке событий, освещения которых хочет добиться компания, важно иметь в виду, что не может быть никаких гарантий, что информация непременно попадет на полосы газет и журналов, в теле- или радиоэфир. Слишком много обстоятельств влияет на конечный результат работы с прессой. Не все находится в руках пресс-секретарей. Однако уделять внимание каждому мероприятию, каждому журналисту все равно придется по максимуму. Такая уж у специалистов по прессе работа.

    Стоимость организации новостей в средствах массовой информации зависит от многих факторов: «покупается» отдельный журналист или все издание, публикуется один материал или целая серия, какой характер имеет информация — деловой или политический и т. д. и т. п.

    Купить журналиста «в черную» можно и дешево, и дорого. Все зависит от «текущего момента», популярности издания и профессионального уровня журналиста. Договориться с редакцией или ее хозяевами, конечно же, обходится дороже, чем с одним журналистом.

    Кроме разовых заказов на публикации, не редкость и долгосрочные контракты. Их заключают для того, чтобы редакция газеты или журнала в конфликтных вопросах стояла на позициях, выгодных клиенту. На цены также влияет и вид средства массовой информации. Самый дешевый из черных методов — это «слив» компрометирующей информации через Интернет. Работа с телевидением или бумажными СМИ предполагает более серьезные затраты.

    Казалось бы, цена должна зависеть и от того, через сколько посредников проходит заказ, нанимается профессиональное PR­агентство или нет. Однако этот фактор не всегда оказывает влияние на конечную стоимость. Агентство или посредник может отдать весь свой гонорар журналисту. Но может и наоборот — ничего ему не платить и все деньги клиента оставить себе. Как признаются сами PR-специалисты, не редки случаи, когда с клиентов берут деньги за размещение заказных материалов, но журналисты не получают никаких денег и даже не подозревают о том, что их статьи «продаются». Пиарщики хорошо знают, по каким критериям отбираются темы для публикаций, поэтому им нетрудно вычислить те события, которые точно заинтересуют прессу, и предложить простодушным представителям бизнеса заплатить за публикацию.

    Говоря о стоимости, всегда следует иметь в виду, что размещение информации в прессе, на радио или телевидении никогда не получается бесплатным. В целом стоимость публикаций в прессе всегда обратно пропорциональна традиционности метода. Чем обычнее, банальнее подход (благотворительная акция, спонсорство и т. д.), тем он обходится дороже. Чем неожиданнее, уникальнее, тем, как правило, дешевле. И не следует забывать, что даже при использовании информационного повода все равно приходится нести определенные расходы: платить за аренду места для пресс­конференции, за подготовку презентационных материалов, за еду, напитки и сувениры для журналистов, за привлечение ньюсмейкеров к акциям и пр.

    Очевидно, что у компаний есть возможность манипулировать журналистами в своих интересах. Однако осуществлять это в большинстве случаев весьма непросто.

    Легче всего купить собственное средство массовой информации. Можно купить не целое СМИ, а его «долю». При покупке СМИ, однако, могут возникнуть определенные сложности. Во­первых, не все из них продаются. Во­вторых, иметь собственные печатные издания, телевидение или радио далеко не каждому потенциальному покупателю по карману. Содержание собственных СМИ оказывается не только накладным, но и не всегда оправданным. Подчас предприниматели, приобретающие то или иное СМИ, не понимают, что имеют дело с другим бизнесом, из-за неэффективного управления которым могут возникнуть большие проблемы.

    Конечно, с точки зрения и права, и финансов наиболее подходит для манипулирования СМИ работа «по-белому» с использованием информационного повода. Но это требует большого внимания. Факты должны быть действительно интересны средствам массовой информации.

    Выделяя три цвета отношений предпринимателей с прессой, стоит подчеркнуть, что работа «в черную» обычно противоречит правовым нормам и является действом, уголовно наказуемым.

    «Серые» отношения не всегда дешевы и не всегда полностью легитимны.

    Работа с прессой «по-белому» находится в правовом поле и при профессиональном подходе может принести очень хорошие результаты при скромных затратах. Судя по происходящему на информационном рынке, большинство компаний выбирает именно «белые» отношения. Предприниматели стремятся достигать своих целей, исходя из интересов прежде всего самих редакций — через сотрудничество, через взаимовыгодное партнерство. То есть чтобы средства массовой информации размещали на страницах, в теле- и радиоэфире необходимые компаниям материалы, те должны поставлять редакциям действительно ценные новости.

    Сотрудничество с журналистами — сложная и кропотливая работа. Как уже отмечалось ранее, она под силу только специалистам — людям умным, образованным, общительным, организованным, способным к творческой работе. Конечно же, в интересах компаний находить таких работников, обеспечивать им необходимые условия для труда. Чем лучше пресс­работник и чем легче ему в компании работается, тем эффективнее его труд и дешевле конечный результат — выгодные материалы в прессе, в теле- и радиоэфире.

    Однако стоит отдавать себе отчет в том, что даже самые профессио­нальные пресс­работники не всемогущи. Бывают случаи, когда с некоторыми средствами массовой информации так и не удается найти общий язык. Тогда приходится решать проблемы с помощью прямой рекламы.


    Microsoft озвучил сегодня намерение приобрести поисковую систему Yahoo за $44,6 млрд. За каждую акцию Yahoo! концерн предлагает $31, что на 62% превышает котировки акций компании по состоянию на 31 января. В Microsoft считают, что объединение двух компаний поможет сэкономить около миллиарда долларов. Предложение корпорация сделала после того, как в Yahoo! решили провести масштабное сокращение персонала. В то же время, как сообщает Lenta....

    Кнопка поисковика Google «Мне повезет» («Im feeling lucky») была разработана для ускорения веб-поиска - она автоматически открывает первую страницу из списка сайтов, выданного по результатам запроса. Эта функция и другие похожие возможности поисковых систем помогают обойти антиспам-продукты. Это один из выводов, сделанный MessageLabs и опубликованный в январском докладе компании. Компания, специализирующаяся на ИТ-безопасности, установила, чт...

    Популярный рекламный сервис от Google - Google Adwords вводит бета-версию очередного оптимизатора рекламных кампаний, сообщает Searchengines.ru.Новый Conversion Optimizer поможет рекламодателю подобрать самый лучший вариант проведения рекламной интернет-кампании, автоматически отслеживая новый критерий - плата за покупку.Оптимизатор требует ввода всего лишь одного параметра - максимальной ставки за каждую покупку, а затем автоматически высчит...