20 % в одни руки

  7:32   19-01-2007
20 % в одни руки

ФАС считает, что правительство Москвы вправе ограничить число рекламных конструкций на основных магистралях города, приходящихся на долю одного оператора.

Вчера стало известно, что заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров дал положительное заключение на соответствующее обращение московского комитета рекламы. Основные трассы приносят операторам около $200 млн в год и вступление в силу подобных ограничений спровоцирует масштабный передел рынка наружной рекламы, отмечают эксперты.

Столичные власти вправе ограничить число рекламных конструкций, приходящихся на долю одной компании и аффилированных с ней лиц, включив соответствующее условие "в гражданско-правовой договор на установку рекламной конструкции", говорится в письме господина Кашеварова председателю комитета рекламы Владимиру Макарову от 29 декабря 2006 года. В письме также отмечается, что указанные ограничения могут выдвигаться как условия конкурса по распределению рекламных мест, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Комментируя Ъ свое письмо, господин Кашеваров вчера уточнил, что определить параметры ограничений местные власти могут в конкурсной документации или договоре с фирмой.

В июне прошлого года семь московских операторов рынка наружной рекламы, в том числе входящие в десятку лидеров Gallery, "Анко", "Никэ" и "Реклама-Сервис", обратились к Юрию Лужкову с просьбой создать "условия равного доступа операторов к городской собственности при заключении долгосрочных договоров на 10-15 основных магистралях города в пределах 20% рекламных полей на одного оператора". Сейчас 30-70% щитов на основных трассах города контролирует лидер московского рынка компания News Outdoor. По оценке агентства "ЭСПАР-Аналитик", в 2006 году оборот столичного рынка наружной рекламы составил около $600 млн, причем треть от этого объема пришлась на долю основных магистралей. Письмо центрального аппарата ФАС стало вторым отзывом по данному вопросу, который антимонопольная служба предоставила московским властям. За несколько дней до Андрея Кашеварова свое заключение в комитет рекламы прислала руководитель территориального управления ФАС по Москве Таисия Ткачева. По просьбе Ъ оба письма проанализировали в юридической фирме "Линия права". "В заключениях московской и федеральной ФАС есть определенные противоречия,– считает юрист Линии права Александр Евстигнеев.– В письме Ткачевой говорится, что госорган не может ограничивать число рекламных конструкций у одного оператора. Кашеваров же пишет, что госорган (правительство Москвы.–Ъ) выступает как распорядитель имущества и волен распоряжаться этим имуществом как хочет".

Некоторые юристы называют позицию центрального аппарата ФАС юридически небезупречной. "Гражданский кодекс устанавливает принцип свободы договора: стороны вправе самостоятельно определять его условия,– рассуждает Александр Евстигнеев.– В то же время, согласно п. 4 ст. 16 закона О защите конкуренции, на который ссылается московская ФАС, действия столичных властей в принципе можно квалифицировать как недопущение на товарный рынок, что является ограничением конкуренции". "Вопрос допущения на рынок не связан с правом города Москвы распоряжаться своим недвижимым имуществом",– возражает директор центра правовой поддержки рекламы Вадим Нечуй-Ветер.

Расходятся в оценках последствий ограничений и специалисты. "Сейчас на самых востребованных трассах, в частности, третьем транспортном кольце, фактически присутствует один оператор (News Outdoor.–Ъ), на других – основная масса конструкций у одной-двух компаний,– говорит гендиректор фирмы Вершина Александр Хайлис.– Такие ограничения в интересах рынка, рекламодателей и клиентов". "Городу выгодно иметь несколько компаний, управляющих его собственностью,– соглашается глава компании Вера&Олимп Дмитрий Дюмин.– Но бюджет может недополучить деньги, если в конкурсе на новые места выиграет фирма, доля которой уже составляет 20%: придется отдавать контракт заплатившему меньше". Гендиректор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин отмечает, что решение властей ограничить заключение договоров спровоцирует передел рынка и лавину судебных исков к правительству Москвы со стороны ряда крупных операторов. "И не только от News Outdoor",– считает он.

В комитете рекламы пока не решили, вводить ли новые ограничения сейчас или после завершения "долгосрочной" кампании. В ближайшие месяцы все операторы столичного рынка "наружки" должны пройти процедуру перезаключения долгосрочных договоров аренды конструкций. Владимир Макаров вчера сообщил Ъ, что вопрос об ограничениях в четверг рассмотрит состоящая из чиновников и представителей общественных организаций комиссия по регулированию рекламы при правительстве Москвы. /Тимур Бордюг, "КоммерсантЪ"/


Вчера второй по величине оператор рынка наружной рекламы России компания Gallery опубликовала отчет за первые девять месяцев 2007 года. Аналитики говорят, что у компании улучшилось соотношение долга и выручки, и прогнозируют дальнейший рост финансовых показателей Gallery, который позволит компании успешно выйти на IPO в третьем квартале следующего года. Компания Gallery - второй по величине оператор наружной рекламы в России. Управляет национал...

JCDecaux "обратилась к ГМ для более агрессивного продвижения в России", поскольку ее не устраивают темпы развития BigBoard B.V. в России. У французов есть поводы для недовольства: в мае BigBoard не пустили на торги, на которые мэрия Петербурга выставила активы немецкого оператора Wall (штаб-квартиры JCDecaux и Wall провели обмен активами, в ходе которого французы получили российский бизнес немецкой компании).Появление информации об СП...

Конкурс «Вывеска года 2007» – международная площадка для обмена опытом, апробации новых технологий и интересного взаимовыгодного общения.Журнал «ВЫВЕСКИ Реклама Outdoor» объявляет о старте очередного Международного конкурса наружной рекламы «Вывеска года 2007». Конкурс «Вывеска года» – крупнейшее событие в outdoor-индустрии, ставящее своей целью становление качественно нового уровня развития рынка наружной рекламы через выявление новых технол...