"Я — не гений, а просто человек ...": Джим Паркинсон

  17:19   11-08-2006
Джим Паркинсон (Jim Parkinson) в представлении не нуждается, его работы известны всему миру. Логотипы журналов Newsweek, Rolling Stones, Washington Post и другие напечатаны таким неимоверным суммарным тиражом, что если все журналы выложить один вплотную к другому, то можно было бы несколько раз дотянуться до Солнца. Но Паркинсон делал не только шапки изданий, но и разрабатывал шрифты для этих изданий. Недавно маститый дизайнер представлял свои работы петербургскому зрителю на выставке “Знак”. Нам посчастливилось задать несколько вопросов Мастеру.

Джим, каковы этапы Вашей работы, с чего все начинается, как происходит творческий процесс?

Моя работа разделена примерно на две категории: это создание логотипа журналов, газет и дизайн шрифта. Что касается журнальных или газетных логотипов, то в самом начале проекта я запрашиваю от заказчика как можно больше информации об этом издании. Особое внимание я уделяю истории создания и употребления предыдущих заголовков. Обычно в старой работе запрятаны очень интересные, но нереализованные идеи. Вот эти идеи и новые детали я пробую объединить в новый проект логотипа. Используя эту информацию, я начинаю работу с цифровых эскизов, подготовленных в векторных файлах. Размещая эскизы на реальную обложку, можно сделать окончательный выбор или отклонить вариант. Этот процесс повторяется до тех пор, пока законченный логотип не утверждается заказчиком.

Дизайн шрифта отличен от этого. За сорок лет профессиональной работы я произвел на свет много идей для создания шрифтов. Думаю, что дизайн шрифта более походит на кропотливый труд живописца, приближается к живописи. Я проектирую шрифты, основанные на старых и новых идеях, и не думаю об их конкурентоспособности в будущем. Иногда шрифт, на который я возлагаю большие надежды, не становится популярным. С другой стороны, шрифт, который я разработал главным образом для себя, для души, оказывается более успешным.


Шрифт Azura, начертания Medium, Medium Italic, Bold и Bold Italic, 2001

В шрифтах я наслаждаюсь главным образом самим процессом дизайна. Именно это заставляет меня проектировать шрифт. Иметь идею дизайна, а затем сделать это действительностью, увидеть, работает ли это. Дизайн шрифта для меня — это страсть. Это то, что часто присутствует в моих мыслях.


Шрифт Wigwag, 2003

Расскажите, пожалуйста, как начинался Ваш путь?

Когда мне было шесть лет, мой ближайший сосед по улице был художником-каллиграфом. Я имел обыкновение сидеть в его студии и часами наблюдать, как он работает. Думаю, что этот опыт стал отправной точкой для всего моего творчества, в конечном счете связанном с искусством шрифта. После окончание средней школы в 1959-м, я начал учебу в художественном колледже. CCA (Калифорнийский Колледж Искусств). Я изучал и живопись, и искусство рекламы. Моя первая работа после художественной школы была в компании Hallmark Cards в Канзас-Сити (США). Моя задача состояла в написании приветствий и поздравлений на открытках и приглашениях: “С днем рождения”, “Приятных выходных” и т.п. Мне повезло с моим первым боссом: Майрон Маквей был превосходным художником-каллиграфом и хорошим наставником. Я оставил Hallmark в 1969 году и окунулся в свободный полет — больше я уже не работал по найму. С тех пор я не сворачивал с этого пути — я создавал шрифт.


Шрифт Modesto Lite Condensed, 2003

Вы рассказывали как-то про вневременную концепцию, что это такое, как можно делать дизайн вне времени?

Почти все мои типографские логотипы — для медиа. Типографская мода изменяется так быстро, как меняется стиль одежды. Полагаю, что это справедливо и для логотипа издания: если он сделан, следуя модным течениям этого года, то будет казаться старым в следующем году. Конечно, издательство хочет получить логотип, который будет существовать дольше, чем год или два. Из-за этого я избегаю слепого следования тенденциям. Часто при работе с заголовком, я стараюсь внести вклад в дальнейшее развитие логотипа, а не переделать его заново. Ранний логотип часто содержит легкие намеки и дразнящие детали, которым я могу дать иное толкование в новой работе.


Газетные логотипы

В Ваших логотипах используются лишь буквы, почему Вы никогда не прибегаете к силе образа?

В начале моей карьеры дизайнера я делал и иллюстрации, и шрифтовые композиции, но все-таки моя страсть — это шрифт. Клиенты имеют свои собственные мнения и идеи об изображениях. С другой стороны, они не столь самоуверенны, когда дело касается шрифтового дизайна. Поскольку они не понимают, что прекраснее в элементах типографского дизайна, их критика становится более умеренной и более общей. На нее легче реагировать. Соответственно, легче специализироваться в той области дизайна, в которой не каждый чувствует себя экспертом.

Известно, что в разное время популярны различные шрифты, следите ли Вы за модой и следуете ли ей?

Создание шрифта требует очень много времени. Если следовать течению изменчивых стилей, то можно оказаться в сложном положении: мода прошла, а шрифт только-только готов к продаже. Поэтому я не обращаю внимание на новые шрифты других дизайнеров, исключая возможности, когда их не увидеть невозможно: в журнале, на телевидении, в наружной рекламе. За многие годы работы у меня созрело много идей относительно шрифтов. И вот теперь, когда на смену перу пришли персональные компьютеры и специальное программное обеспечением, я могу исследовать те старые идеи и создавать новые стили шрифта. Конечно, новые идеи приходят в голову быстрее, нежели я могу их реализовывать. Так что я сильно отстаю (сам от себя) в реализации идей шрифта. В общем, нет никакого времени, чтобы следовать за модой!

Различаете ли Вы мужской и женский дизайн или это домыслы аналитиков?

Что касается шрифта, мужской и женский дизайн — это догадки аналитиков. Roman и Italic, каллиграфия и просто рукописный шрифт — все эти формы письма были первоначально развиты сотни лет назад в исключительно мужской окружающей среде. Вспомним монахов в монастырях, писцов, типографов и словолитчиков. Сегодня в мире много талантливых женщин-дизайнеров шрифта, и когда я смотрю на их работу, вижу только хороший дизайн. Невозможно, глядя на гарнитуры шрифта, определить, которые были разработаны мужчинами, а которые — женщинами. Некоторые аналитики видят в рукописных шрифтах, курсивах и просто в светлом воздушном дизайне наличие женских начал, в то время как более смелый дизайн является мужским. Думаю, что это мнение распространено не только в отношении графического дизайна.


Журнальные логотипы

Кто является авторитетом для Вас в области шрифтового дизайна?

Я люблю работу Фреда Гауди, Оза Купера и других подобных шрифтовых дизайнеров и художников-каллиграфов в США, которые работали в середине ХХ столетия. Моррис Фуллер Бентон был очень плодовитым дизайнером для американской словолитни (ATF) в первой половине ХХ столетия. Мне нравится творчество Люциана Бернарда и Рудолфа Коха и многое из раннего американского деревянного шрифта. Историческим примером для меня стали ранние британские шрифтовые дизайнеры, такие как Казлон, Стивенсон Блэйк, Фиггинс и Торогуд.

Мне очень интересны рукописные работы с самых ранних времен приблизительно до 1960-х. В конце концов, надписи, сделанные вручную — это истоки появления и наборного, и акцидентного шрифта. Всякий раз, когда я путешествую (главным образом на машине), фотографии моего путешествия всегда содержат различные шрифтовые надписи на дорожных знаках, вырезанные в камне, отлитые в металле. И никаких закатов, никаких водопадов, никаких людей — только надписи. Из всего этого мне интересны не сами шрифты, но детали различных символов и знаков. Зачастую это всего лишь крошечная деталь, форма строки, засечка, композиция надписи, которую я хотел бы применить в моей работе. Все мое вдохновение — из прошлого.

Джим, по моему мнению, в каждом шрифте прослеживаются особенности национального характера. Что Вы думаете на этот счет?

Совершенно с Вами согласен, Вы абсолютно правы. Приблизительно десять лет назад, я делал доклад на конференции типографики в Барселоне. Были дизайнеры из Англии, Франции, Испании, Бельгии и других стран, которые также обсуждали проблемы шрифта. Однажды вопрос одному из дизайнеров из аудитории вызвал энергичное обсуждение по национальным чертам в шрифте. Приводилось множество примеров и доводов. Это было открытием для меня. Я понял, что для меня был закрыт целый пласт понимания характеристик стилей шрифта и их изменений от страны к стране. С тех пор, я старательно ищу национальные нюансы, очень тонкие и трудные для описания.

Какое программное обеспечение Вы используете?

В 1990-м я учился проектировать шрифты с помощью программы Fontographer. К сожалению, Fontographer больше не поддерживается и не обновляется, но это как раз та графическая программа, с которой мне удобнее работать больше всего. И я все еще продолжаю использовать ее для дизайна. Кроме этого я создаю шрифты и другим программным обеспечением — FontLab. Говорят, что она работает лучше, с ее помощью получаются более устойчивые и законченные шрифты, но я вероятно продолжу творить с Fontographer, пока есть такая возможность. К слову сказать, я проектирую все логотипы в Fontographer, используя отдельные страницы для каждого символа. Когда я удовлетворен результатом, то экспортирую его в Adobe Illustrator и поставляю клиенту уже в векторном файле — в готовом виде.

Какая у Вас любимая гарнитура, своя и чужая?

У меня нет любимых шрифтов. Лучший шрифт всегда тот, который лучше всего решает специфическую проблему, поставленную перед дизайнером. Если шрифт совершенен в одном проекте, тот же самый шрифт может не работать в другом контексте.

Есть ли у творчества возраст? Существуют ли у Вас пики творческой активности и спады?

Каждый имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня есть только недостаток времени, чтобы реализовать все мои идеи. Поскольку я становлюсь старше, то произвожу больше, как будто пробую сжать бесконечные идеи в конечное время.

Многие дизайнеры считают себя гениальными, как Вы относитесь к гениальности?

Я — не гений, а просто человек, который преследует пожизненную страсть к шрифтовому искусству. Я изучаю новые вещи каждый день и пробую сделать лучшую работу, как могу, в каждом проекте. Я проектирую без намерения влиять на других дизайнеров своими инновациями. Скорее всего, я — консерватор. Моя работа предназначена для многих людей, мои логотипы выставлены на всеобщее обозрение. Но при этом сам остаюсь невидимым — моя работа должна представлять моего клиента, но не меня.

Бывают ли у Вас не принятые работы, и каковы Ваши обычные взаимоотношения с заказчиком?

Время от времени такое случается, возможно, один или два раза в году работа над логотипом не удается. В этом случае мы обычно соглашаемся на принцип “смерть гонорару”, оставляя оплату за работу, уже сделанную к тому времени. Но все же почти все мои работы принимаются. Думаю, что редакторы, издатели и художественные руководители, которые нанимают меня, уже знакомы с моими работами, возможно на моем веб-сайте или где-нибудь еще. Они имеют довольно хорошее представление, чего можно ожидать. Дизайн-проекты, которые не приняты — это обычно проекты, которые развиваются вне моей зоны комфорта в дизайне, вне моего стиля написания логотипа.

Если не секрет, какую ценовую политику Вы проводите?

Для логотипов стоимость работы изменяется в широком диапазоне. Все зависит от вида работы, ее сложности, масштабов проекта, состоятельности клиента, редизайн это или новый проект, т.е. от множества факторов. Я прилагаю все усилия, чтобы получить то, чего эта работа стоит. Уверен, что мои клиенты прилагают все усилия, чтобы удостовериться, что эта работа не слишком дорого им обошлась. По обыкновению переговоры занимают мало времени. Если мы соглашаемся, то я приступаю к работе немедленно.

Джим, как-то при встрече Вы обмолвились, что пишете картины, но не планируете их экспонировать. Расскажите, пожалуйста, про Ваши увлечения?

Я люблю писать картины для своего собственного удовольствия. Как график, я потратил десятилетия, представляя свою работу клиентам, и ждал их суждения, хорошего или плохого. Живопись для меня является очень личным. Я пишу картины не для того, чтобы показать, что могу сделать. В данном случае мое творчество предназначено для моего собственного удовольствия. Моя жена очень хороший живописец. Наши картины висят на стенах в нашем доме, и наши друзья видят их. И этого достаточно.

Давайте поговорим о будущем шрифта, каким Вы его видите?

С тех пор как Макинтош и программное обеспечение по созданию шрифту стали доступны всем художникам, технологии создания и продажи шрифтов резко изменились и продолжают быстрыми темпами отдаляться от привычной работы шрифтового дизайнера эры металлического набора. Но вот сам дизайн шрифта, фактический взгляд на буквы и знаки практически не изменился. Люди экспериментируют, но они экспериментировали и в течение многих столетий. Сегодняшнее отличие — слишком много художников, создающих шрифты. Десятки тысяч шрифтов доступны дизайнеру и в этом хаосе есть некоторый негатив.

Я пробую делать шрифты, которые отражают прошлое, но имеют современный вид, который может оставаться современным в течение последующих пяти или десяти лет.

Джим, спасибо за интервью! Успехов Вам в творчестве от читателей журнала "Про100 Дизайн"!

Источник: Василий Шишкин
журнал "ПРОсто дизайн"
Advertology.Ru


Что такое саке? Когда перечисляют, какие сорта водки встречаются в мире, то наряду с итальянской виноградной (граппа), немецкой картофельной (шнапс), испанской яблочной (кальвадос) ошибочно называют и японскую рисовую водку - "саке". Но не только низкое содержание алкоголя не дает право саке называться водкой (уровень - от 16–20%). Отсутствие в технологии изготовления перегонки и дистилляции не позволяет говорить о саке, как о рисовой водке. Под ...

Говоря о голландском графическом дизайне, нельзя не упомянуть тот факт, что ведущее место в искусстве Нидерландов занимает национальная школа реалистической живописи. Еще в XVII веке голландская живопись отличалась смелым новаторством, диагональной композицией и, в тоже время, скромной цветовой гаммой, построенной на оттенках близких тонов. И когда в начале ХХ столетия большинство населения Европы приняло Арт Нуво, голландские художники отклонили...

Метаморфозы   15:50   04-07-2007
Графический дизайн всегда заимствовал образы и подходы из других областей художественной и популярной культуры. Визуальные цитаты, ссылки всех видов, мимикрия стилей - это существенная особенность пути графического дизайна, его метаморфозы в 20-м столетии. Результатом этого стал постмодернизм, как завершающий аккорд современной культуры."Неудачи нового, заключены в прошлом"Фредерик Джеймсон, литературный критикПостмодернизм в конце ХХ в...