Зеркала комнаты смеха. Ленинградский плакат 1980-х

  14:21   04-07-2007

Плакат - жанр быстрого графического реагирования, на социальный заказ в том числе. Художник-плакатист активно подключается к воплощению умозрительных концепций и делает их адекватными, дает им образ. Даже всеобъемлющие идеи он "упаковывает" в плоскость определенного размера, и это не единственный из парадоксов, на которых держится плакатное искусство.

В самом начале 1980-х ленинградский "плакатный авторитет" Юрий Клыков на вопрос, кто может быть художником плаката, отвечал: "Если ты способен придумать анекдот, ты - плакатист". Все знают, что такое анекдот, но, кроме того, по-гречески anekdotos - неопубликованный, и, в случае с плакатом, значит - авторский. Из таких листов формировались выставки ленинградского социально-политического плаката, явления, яркой кометой рухнувшего на информационно-художественное поле "перестройки".

1980-е не отличались от предыдущих годов, в том смысле, что в жизни всегда есть место подвигу и остротам в отношении подвига. Был пик политических анекдотов, "перестройка" требовала визуализации этого низкого жанра, и талант художника совершал порой невозможное, выпутывая общественные проблемы из сетей банальной констатации. Выставки Ленинградского плаката с 1986 по 1991 год проходили по СССР в режиме нон-стоп. Их ждали в крупных городах, райцентрах, в закрытых НИИ. Листы размером 60х90 см стали зеркалами всесоюзной комнаты смеха, отражали отстраненную жизнь в Стране Советов. Художники, как и весь советский народ, мучительно бились над секретом Полишинеля - "кто виноват?". Гоголевский вопрос "над кем смеетесь?" в то время еще не назрел, и пафос обличения направлялся на КПСС, советский образ жизни и "мальчиков для битья" - Сталина и Брежнева.


Юрий Михайлов

В начале 1986 года СХ РСФСР и издательство ЦК КПСС "Плакат" собрали в Доме творчества "Челюскинская" художников для создания перестроечных плакатов. Два раза подряд группу возглавлял ленинградец А.Кондуров. Одновременно в Москве на Кузнечном проходила ленинградская выставка "Плакат-афоризм", оказавшаяся столь популярной в стране, что на авторство ее концепции, кроме Г.Рашкова, претендовали несколько лиц. Так в Древней Греции целый ряд городов предъявлял могилу одного героя, но это никого не смущало, только росла слава героя. В.Жуков и А.Фалдин, возившие "Афоризм-86" в Москву, вернулись в Ленинград с рулонами отзывов посетителей. Преобладали благодарности авторам за смелость. "Афоризм" стал периодическим, чередуясь с выставками "Ленинградский плакат" и "Совесть" (авторский проект В.Филиппова).


Георгий Рашков


Сергей Борчевкин

В конце 1980-х - начале 90-х годов за рубежом были изданы ряд каталогов выставок ленинградского плаката, а также общероссийских, в которых художники нашего города составляли значительную часть. Одной из крупных по количеству плакатов и посетителей стала выставка 1987 года в зале "Художник" на Охте. Очереди желающих увидеть "то, о чем давно догадывались, но боялись спросить", соперничали с "хвостами" одиозных выставок И.Глазунова того периода.


Владимир Дулов

Если плакат и рассматривать, как анекдот, то художнику остается приложить все свое мастерство и неординарность мышления, чтобы о его произведении и через двадцать лет невозможно было сказать: анекдот "с бородой". Все проекты 1980-х - "Ленинградский плакат", "Афоризм", "Совесть" выявили: внутренняя культура мастера позволяет ему в плакате оставаться на высоком художественном уровне, к какой бы "проходной" теме он ни обращался. Да, фактически художники шли по следу СМИ. Но, в том и состоит разница между прессой и плакатом, что он, опираясь на факты, идет к художественному обобщению, к символу, понятному не только современникам, но и потомкам. С высоты сегодняшнего визуально-коммуникативного опыта, можно сказать, что художники плаката стремление самовыразиться за счет темы, ее нестандартного решения, техники исполнения никогда не ставили впереди желания быть понятными зрителю, отнюдь, при этом, не потакая его вкусу. Еще в 1986 году А.Фалдин и А.Сегаль создали диптих "Mass culture". Он современен и в настоящем времени, показывая "поколению pepsi", что их евростандартное мышление ничем не отличается от типового совкового кругозора их отцов. Это касается также продвинутых маркетологов и креативных дизайнеров, считающих, что универсальный код для создания спроса находится в промежности Фрейда.



Александр Сегаль, Александр Фалдин


Михаил Цветов


Рашид Акманов

Даже беглый взгляд на социально-политические листы двадцатилетней давности обнаруживает их связь с традиционным методом европейских художников, которые всегда адаптировали библейские сюжеты к своему времени. Они помещали героев в современную им архитектуру и одевали в соответствующие моде одежды. Ленинградские плакатисты в 1980-е демонстрировали в этом аспекте реверсивный подход, поднимали насущные общественные проблемы к вневременным вопросам бытия, часто используя для пластической канвы классические произведения на религиозные темы. Именно поэтому лучшие образцы ленинградского социально-политического плаката - это, в первую очередь, явления изобразительного искусства. Их, конечно, можно считать анекдотами, но, по сути, это наша история, показанная притчами.


Александр и Светлана Фалдины


Александр Васильченко


Сергей Ущенко


Владимир Дулов


Александр Васильченко


Наталия Верди


Александр и Светлана Фалдины


Владимир Шестаков


Александр Медведев


Александр Медведев


Григорий Егоров


Что такое саке? Когда перечисляют, какие сорта водки встречаются в мире, то наряду с итальянской виноградной (граппа), немецкой картофельной (шнапс), испанской яблочной (кальвадос) ошибочно называют и японскую рисовую водку - "саке". Но не только низкое содержание алкоголя не дает право саке называться водкой (уровень - от 16–20%). Отсутствие в технологии изготовления перегонки и дистилляции не позволяет говорить о саке, как о рисовой водке. Под ...

Говоря о голландском графическом дизайне, нельзя не упомянуть тот факт, что ведущее место в искусстве Нидерландов занимает национальная школа реалистической живописи. Еще в XVII веке голландская живопись отличалась смелым новаторством, диагональной композицией и, в тоже время, скромной цветовой гаммой, построенной на оттенках близких тонов. И когда в начале ХХ столетия большинство населения Европы приняло Арт Нуво, голландские художники отклонили...

Метаморфозы   15:50   04-07-2007
Графический дизайн всегда заимствовал образы и подходы из других областей художественной и популярной культуры. Визуальные цитаты, ссылки всех видов, мимикрия стилей - это существенная особенность пути графического дизайна, его метаморфозы в 20-м столетии. Результатом этого стал постмодернизм, как завершающий аккорд современной культуры."Неудачи нового, заключены в прошлом"Фредерик Джеймсон, литературный критикПостмодернизм в конце ХХ в...