Образы и основы конструктивизма

  3:39   04-07-2007

Конструктивизм - это тема по прежнему волнующая современного дизайнера. Из этого направления вышел и строгий порядок швейцарского стиля 1950-х годов, и типографика "новой волны" 1970-х, попытавшаяся этот порядок изменить. Его образы эпизодически, но отнюдь не случайно появляются в графическом дизайне нашего "постмодерна".

Конструктивизм - это тема по прежнему волнующая современного дизайнера. Из этого направления вышел и строгий порядок швейцарского стиля 1950-х годов, и типографика "новой волны" 1970-х, попытавшаяся этот порядок изменить. Его образы эпизодически, но отнюдь не случайно появляются в графическом дизайне нашего "постмодерна".

Самым интересным моментом является в конструктивизме его рациональность. Без этого свойства конструктивизм не мыслим. Соединение таких значительных и важных начал, как конструктивизм и рациональность, говорит об осмысленности рассматриваемого нами вопроса. Наконец, из простого наблюдения конструктивных предметов и сооружений ясно, что конструктивизм является необходимой потребностью и постоянной принадлежностью всего уклада нашей жизни и что без конструктивных начал немыслимо разрешить большинство вопросов техники и искусства.

Образы конструктивизма столь многогранны, что едва ли возможно полностью выявить их в настоящей прелиминарной работе. Нам необходимо предварительно условиться о том, что следует понимать под конструктивными образами. Конструктивизм, не будучи сам по себе "конкретным" предметом, нуждается при демонстрации и уяснении его (и для всех предстоящих определений) в том, чтобы он, как понятие и явление, был объединен с реальным предметом. Без наличия предмета конструктивизм в технике не мыслим, т. к. его надо представить в виде какого-то образа, который можно было бы демонстрировать. Только, имея предмет и связанную с ним конструкцию, мы имеем возможность показать в наглядном виде все то, что заслуживает внимания и выделения.

Образы конструктивизма различаются по типу тех предметов, в коих они присутствуют и в зависимости от этого носят соответствующие названия. Расположим конструктивные образы в порядке их разновидностей.

Первый вид представляет собою простейшее сочетание предметов (тел), т.е. такое положение, при котором одно тело внедряется в другое. Подобные образы дают нам столь упрощенный вид предмета, что в них невозможно обнаружить элементов конструктивизма, за исключением тех случаев, когда внедряющиеся части сами по себе представляют объекты с конструктивными задатками. Мы только воспользуемся сказанным для того, чтобы установить первый тип конструктивного образа - образ внедрения.


Конструктивное внедрение тела в тело (сочетание правильных тел)

Второй вид представляет собою тот случай, когда одно тело обхватывает другое. Это более сложный случай, так как по типу обхватывания тела телом мы имеем целую градацию от простых прямолинейных форм до сложных криволинейных. Нас интересует в данном случае принцип обхватывания одного тела другим и совершенно не важно, внедряются ли некоторые части одного тела в другое. В самом типе обхватывания чувствуются конструктивные начала в большей степени, чем во внедрении. Второй образ конструктивизма "обхватывание" - для передачи его графическим путем часто сложен и требует некоторого навыка для оформления.


Обхват тала телом (криволинейные тела)

Третий вид знакомит нас с конструктивным образом, носящим название "насадки". Эта конструкция являет собою тот случай, когда ряд объемов объединяется завершающим одним телом, насажденным на первые. В этом примере мы имеем пример, так называемого, "образного утверждения". Из этого следует, что несколько предметов, находясь вместе, получают свое завершение в некоторых случаях тогда, когда какое-то новое тело их объединяет путем "насадки" на все участвующие элементы. Эта насадка может быть сконструирована сверху, снизу и даже сбоку компонуемой группы.


Конструктивное объединение теп путем "насадки"

Четвертый вид конструктивного образа характеризуется тем, что цельному телу придана такая форма, которая нагляднейшим образом демонстрирует принцип и состояние конструктивизма. Это редкое явление, удобное для демонстрации конструктивных начал, должно привлечь особое внимание всех тех, кому близки интересы конструктивизма. Следует подчеркнуть то существенное при этом обстоятельство, что во всех случаях цельного объекта конструктивного образа мы имеем дело с некоторой сплошной массой, обладающей весом (тяжестью). По-видимому, наличие веса при определенной конфигурации и создает конструктивность предмета.


Тела, обладающие конструктивными признаками при обработке их в известной форме с изгибом

Пятый вид конструктивного образа носит название "динамического". Замечено, что динамично решенное произведение обладает конструктивной функцией. При объединении двух понятий - конструкция и динамика, мы получаем один из интересных конструктивных образов. Особенностью таких конструкций следует признать их сильное воздействие на глаз зрителя или нашу психику. Динамика сама по себе производит впечатление, а при объединении ее с конструкцией, мы действительно получаем интереснейшие объекты для обозрения и их истолкования. Необходимо только подразделить этот образ конструкций на две категории: первая категория рассматривает тела несложные, где в самом движении массы тела заложены и конструктивизм, и динамика, а ко второй категории следует причислить такие объекты, которые представляют собою более сложную систему многих элементов. Первая категория еще включает в себя в одной из своих градаций - элемент "изгиба". Роль изгибающих движений весьма существенна, вследствие того, что изгиб порождает и динамику, и конструкцию в теле. Обслуживая два, столь сложных явления, изгиб, как таковой, представляет собой могучее средство в наших руках. Варьируя изгиб, мы можем получить вещи исключительные по силе их воздействия на наше восприятие. Иногда малейшее отклонение от необходимого приема или непонимание его ведет к тому, что мы не можем получить того эффекта, которого добиваемся. Необходимо не только чутье, нужны и знание, и мастерство для того, чтобы в каждом случае получить искомое. Условимся называть такие конструктивные образы "изгибающимися".


Явление скручивания и обхвата сложно изгибающихся тел с динамическими признаками

Шестой вид конструктивного образа может быть назван "зажимом". Его особенностью является то, что данное тело (или тела) как бы схвачено другим телом (телами) и сжимает его. Вся сила зажима сконцентрирована в той конструкции, которая демонстрирует данное явление. Зажим, как таковой, крайне характерен для машин и машинных частей. Здесь принцип зажима имеет наиболее широкое применение. На целом ряде предметов машиностроения можно наблюдать этот случай. Зажимы по своему характеру различаются большим разнообразием, бывают различных типов. Разнородность типов зажима требует распределения их по видам, но пока мы этот вопрос оставим открытым.


Сложно изгибающиеся тела с явными конструктивно-динамическими признаками

Седьмой вид конструирования есть сцепление частей между собой. В зависимости от некоторых особенностей сцепления, оно может быть различным. Необходимо пояснить, что именно следует понимать под термином "сцепление". Это - особый вид конструктивного решения, отличный от других видов конструирования тем, что допускает возможность свободного сочетания без всякой тесной и непосредственной связи частей. Показательным примером может служить связь двух или нескольких крюков, когда один из них цепляется за другой. По существу, каждое тело в данном случае представляет собою обособленный элемент, но, находясь в определенной связи друг с другом, такие тела представляют пример конструктивного соединения.


Характерное олицетворение "зажима"

Другой тип сцепления представляет собою тот случай, когда элементы или части связаны между собою более определенно и даже "принудительно". Этот случай встречается очень часто в машиностроении, когда требуется отдельно существующие части не только зацепить одну за другую, но обхватить каким-нибудь хомутом или пронзить болтом, шпонкой. Таким образом, сцепление в последнем случае подкрепляется более жесткой конструкцией создающей постоянное взаимно-принужденное состояние частей.


Явление сцепления путем свободного объединения тел между собою

Еще есть и такой случай сцепления, когда один или несколько элементов в окружении других частей создают спаянное конструктивное целое, обладающее целевой рациональностью. Такая группировка имеет особенное значение в машиностроении и являет собою необходимую принадлежность последнего.


Демонстрация зажима и сцепления одних частей другими.
Связное конструктивное объединение тел между собою

Все указанные виды конструктивизма обнимают собою фактически реальные образы, получаемые при конструктивном сочетании тел, плоскостей, поверхностей и линий между собою. Каждый из рассмотренных видов узаконивает ту причину, которая создает конструкцию.

Все тела, участвующие в создании конструкции, сами по себе, в подавляющем большинстве, представляют простые тела неконструктивного характера. Но, помимо этих образов, существуют конструктивные образы другого порядка. Нам следует выяснить и выявить те особенности в конструкциях, которые дают возможность разложить существующие конструкции по их отличительным особенностям. Так, мы устанавливаем, что машинные конструктивные образы отличны от конструктивных образов гражданских сооружений. Это отличие выражается в том, что машина требует обязательного наличия известной спаянности и тщательной пригонки отдельных частей между собою. В машине чувствуется, что ее "цельность-монолитность" достигаются абсолютной пригонкой одной детали к другой. Мы обязаны, кроме того, зажать, скрепить, свинтить все части между собою, так как иначе машина не покажет себя - она не будет совершенной машиной, оправдывающей свое назначение, т.е. точно выполняющей свои функции. В сооружении нам не требуется наличия абсолютно-тщательной металлической пригонки частей между собою. Нас удовлетворяет вполне конструктивная увязка между собою частей сооружения и общих масс между собою.

Самый характер всякой машины говорит о необходимости какого-то движения, так как всякая машина без наличия функционального движения не есть машина. Гражданское сооружение статично, оно монолитно, и хотя в своей форме оно может включать движение (динамику), но это движение "застывшее". Этими характерными признаками существенно отличаются конструктивные образы машины и сооружения.

Но, кроме этих образов, существует конструктивная театральная постановка, которая заключает в себе совершенно особые конструктивные формы, не схожие ни с машинными образами, ни с образами сооружений. Это объясняется тем, что при театральных постановках мы не нуждаемся (в некоторых случаях) в фиксации предметов, как таковых, а можем на принципах беспредметности создать ряд конструктивных сооружений.

Нам достаточно иметь в своем распоряжении линию, плоскость, объем, краску и свет для того, чтобы получить наилучшее выражение конструктивных начал. Нигде мы не можем себе позволить с наибольшим простором всего того, что диктуют нам наши чувства, фантазии и требования, как именно в театральных постановках. Будущий театр - театр сильных ощущений и переживаний, будет конструктивным. В этой конструкции мы найдем наличие и динамики, и статики.

Из книги Я.Чернихова "Конструкция архитектурных и машинных форм", Л.: Ленинградское общество архитекторов, 1931

Книга Якова Чернихова была попыткой систематизировать законы конструктивизма. Написанная скорее для архитектора, конструктора, театрального оформителя, эта работа полезна и дизайнеру-графику, желающему постичь теорию конструктивизма для осознанного применения в своих работах.


Что такое саке? Когда перечисляют, какие сорта водки встречаются в мире, то наряду с итальянской виноградной (граппа), немецкой картофельной (шнапс), испанской яблочной (кальвадос) ошибочно называют и японскую рисовую водку - "саке". Но не только низкое содержание алкоголя не дает право саке называться водкой (уровень - от 16–20%). Отсутствие в технологии изготовления перегонки и дистилляции не позволяет говорить о саке, как о рисовой водке. Под ...

Говоря о голландском графическом дизайне, нельзя не упомянуть тот факт, что ведущее место в искусстве Нидерландов занимает национальная школа реалистической живописи. Еще в XVII веке голландская живопись отличалась смелым новаторством, диагональной композицией и, в тоже время, скромной цветовой гаммой, построенной на оттенках близких тонов. И когда в начале ХХ столетия большинство населения Европы приняло Арт Нуво, голландские художники отклонили...

Метаморфозы   15:50   04-07-2007
Графический дизайн всегда заимствовал образы и подходы из других областей художественной и популярной культуры. Визуальные цитаты, ссылки всех видов, мимикрия стилей - это существенная особенность пути графического дизайна, его метаморфозы в 20-м столетии. Результатом этого стал постмодернизм, как завершающий аккорд современной культуры."Неудачи нового, заключены в прошлом"Фредерик Джеймсон, литературный критикПостмодернизм в конце ХХ в...