Плакат из Поднебесной

  17:47   10-08-2006
История плаката насчитывает более двух тысяч лет. Предтеча современного плаката обнаружена в Помпеях в виде написанного красной охрой на каменной стене сообщения о гладиаторских боях, где текст соседствует с изображением бойцов. История китайского плаката также уходит корнями в далекое прошлое.

Совмещение в визуальном послании письменности и изображения является традиционным для китайской культуры, ведь прототип иероглифа — рисунок, который когда-то изображал понятие. Очень часто к картине, написанной в стиле “гохуа”, художники добавляли надпись, которая гармонировала с живописью, дополняла ее. Будь то стихи или проза, это было не вторжением другого жанра, а лишь продолжение картины. Такое тесное переплетение изображения и письменности на основе иероглифа и каллиграфии заложили основы китайского плаката. Около 1800 лет назад поздравления с Китайским Новым Годом — “няньхуа”, традиционно развешивались на дверях, вручались при визитах. Выполненные по технике торцевого гравирования они имели стиль декоративного плаката художественного достоинства. Со временем, графические сообщения, в которых совмещались текст и изображение, становятся популярным визуальным средством коммуникации. Рукописные, а позднее и печатные объявления стали использовать для рекламы, оповещения о культурных, спортивных и увеселительных мероприятиях.

Все развитие плаката в ХХ веке неразрывно связано с развитием общества. Социальные изменения и потрясения, выпавшие на долю Китая, напрямую отразились на дизайне плаката. В ранний период, в первой половине столетия дизайн вывесок и афиш, главным образом, способствовал продажам товаров и услуг. В первых десятилетиях ХХ века в Китае был очень популярен так называемый календарь-плакат, штучно производимый литографами и совмещающий роли календаря, рекламного сообщения и декоративного изделия для украшения. С внедрением новых способов печати многоцветные плакаты стали производиться гораздо большими тиражами. Шанхай и Гонконг, особые открытые города Китая, были его торговыми воротами, где близость восточной и европейской цивилизации дало особые результаты по смешиванию этих культур. Дизайн календарей-плакатов того периода отражал как западное, так и японское влияние, которое смешивалось с китайской техникой рисунка и живописи. Таким образом, формировался уникальный стиль китайского плаката 1920–1940-х годов.


Календарь-плакат рекламы текстиля, 1935

Революционный плакат, 1968

После окончания Второй Мировой войны материковый Китай выбрал социалистический путь развития с плановой экономикой. Развитие рекламного и коммерческого плаката было остановлено на долгие годы. Под руководством Коммунистичес-кой партии во главе с тов.Мао искусство плаката превращается в инструмент политики и пропаганды. Стандартный стиль китайского плаката 1950–1960-х заимствован от социалистического реализма — официального направления культуры Советского Союза. Идеология проникала в дизайн плаката, упрощая его и превращая в пропагандистскую машину партийных чисток и “культурной революции”. Экономика страны далеко отставала от экономики Америки и Европы. Отсутствие конкурентной среды пагубно отразилось на качестве рекламного плаката. Результатом этого стал его старомодный и упрощенный дизайн (мы то хорошо помним: “Летайте самолетами “Аэрофлота”).


Плакат Фестваля Азиатских искусств,
Гонконг, Кан Тай-Кеунг, 1978

Плакат “Учиться у Лей Фэнг”, 1968


Плакат гостиницы “Международная”, Пекин, 1988.
Типичный образчик рекламного плаката периода начала реформ

В это же время Гонконг, Тайвань и Макао продолжали развиваться в условиях свободной экономики, где главной ролью плаката становится продвижение промышленных товаров и коммерческих услуг. 1970-е годы были десятилетием быстро развивающейся экономики Гонконга. В эти годы начинает функционировать система дизайн-образования. Повсеместно были открыты курсы обучения современному дизайну. Многие молодые дизайнеры прошли через них, получив базовое художественное образование и необходимые технические навыки. На занятиях они знакомились с западной концепцией дизайна и техникой исполнения. В дальнейшем эти знания применялись на практике, когда дизайнеры получали заказы в промышленности и торговле. Конечно, эти работы в рекламной сфере деятельности не могли сразу завоевать мировое признание. Успех пришел, когда некоторые дизайнеры стали использовать китайские народные традиции в своих плакатах. Как заметил всемирно известный дизайнер Кан Тай-Кеунг: “Дизайн Гонконга обрел зрелость в 1980-е, когда широкое распространение получило движение возврата к этническим корням”. Дизайнеры, работающие в рекламных агентствах и студиях, стали шире использовать национальный колорит Китая в создании плакатов. Любимыми темами становятся культура, мода, защита окружающей среды.


Фанг Чен

Шио Ванг

Опыт Гонконга стал полезным не только для Тайваня и Макао, но и для социалистического Китая. После начала реформации китайской экономической системы в соответствии с рыночной экономикой, современный дизайн также встал на путь преобразования. Требования стремительно растущей экономики пытались удовлетворить художники социалистической формации. Однако возросшие стандарты плакатного дизайна не позволили с наскоку решить задачу. Как никогда прежде, рекламные плакаты были далеки от совершенства, так как дизайнеры с детства были оторваны от рыночной окружающей среды. А некоторые и не старались адаптироваться в новых условиях, не стали развивать свою собственную культуру в графическом дизайне. Копирование чужих идей стало популярным и повсеместным (кстати, это продолжается и по сию пору). Талантливые молодые дизайнеры, опираясь на опыт коллег из Гонконга, пройдя все этапы обучения графическому дизайну смогли изменить ситуацию. Плакаты более высоких стандартов с собственными творческими находками были созданы ими для выставок и культурных мероприятий. Темы в основном затрагивали общественные и культурные аспекты.


Янг Лин

Янг Лин

Янг Лин

Янг Лин

В течение последних десяти лет дизайнеры из Китая усиленно добиваются мирового признания. Все чаще появляются их публикации в известных международных журналах. Все большее количество их плакатов на тему культуры и социальных проблем проходят отбор, получают награды и призы на известных международных выставках, проходящих в различных частях света. Так, например, Янпинг Хе, Фанг Чен, Шю Ванг, Лианг Ксяо Ву, Пенг Жоу, Вэй Шао известны россиянам по московской биеннале графического дизайна “Золотая Пчела”. В настоящее время китайские дизайнеры заслуженно входят в состав жюри, отборочных комитетов, дают лекции на международных симпозиумах, с энтузиазмом обмениваются опытом со своими коллегами, проводят мастер-классы по всему миру.


Юфей Ванг


Хонг Лоу

Пенг Жоу

Тай-Кеунг, Ю Винг Ян

Тай-Кеунг, Ю Винг Ян


Сю Хонг Лау


Янпинг Хе


Бай Ганг

Женда Чен

Чункинг Жуан

Куок Вай Чен


Женда Чен


Йонг Ксяо

Фенг Ванг

Шаобо

Лю Янг

Источник: Advertologu.Ru
журнал "ПРОсто дизайн"


Что такое саке? Когда перечисляют, какие сорта водки встречаются в мире, то наряду с итальянской виноградной (граппа), немецкой картофельной (шнапс), испанской яблочной (кальвадос) ошибочно называют и японскую рисовую водку - "саке". Но не только низкое содержание алкоголя не дает право саке называться водкой (уровень - от 16–20%). Отсутствие в технологии изготовления перегонки и дистилляции не позволяет говорить о саке, как о рисовой водке. Под ...

Говоря о голландском графическом дизайне, нельзя не упомянуть тот факт, что ведущее место в искусстве Нидерландов занимает национальная школа реалистической живописи. Еще в XVII веке голландская живопись отличалась смелым новаторством, диагональной композицией и, в тоже время, скромной цветовой гаммой, построенной на оттенках близких тонов. И когда в начале ХХ столетия большинство населения Европы приняло Арт Нуво, голландские художники отклонили...

Метаморфозы   15:50   04-07-2007
Графический дизайн всегда заимствовал образы и подходы из других областей художественной и популярной культуры. Визуальные цитаты, ссылки всех видов, мимикрия стилей - это существенная особенность пути графического дизайна, его метаморфозы в 20-м столетии. Результатом этого стал постмодернизм, как завершающий аккорд современной культуры."Неудачи нового, заключены в прошлом"Фредерик Джеймсон, литературный критикПостмодернизм в конце ХХ в...